Избранное

  • Река Лава
    При пересечении Ладожского глинта образует живописный каньон.
  • Щелейки
    Церковь Дмитрия Мироточивого в д.Щелейки на берегу Онежского озера.
  • Гимрека
    Комплекс гиморецкого погоста второй половины XVII века на высоком берегу Онежского озера.
  • Река Рагуша
    Подземное русло реки имеет длину около километра.
  • Озеро Льняное
    На берегу озера располагалось имение Л.А. Берс - тещи Льва Толстого.

Авторизация

Для публикации материалов на сайте Вам нужно пройти процедуру регистрации.


Если Вы уже зарегистрированы, введите имя пользователя и пароль.

Опросы

Как вы используете информацию нашего сайта?
Для планирования своих маршрутов
Просто читаю для общего развития
Никак не использую
Я сюда случайно попал

Посвирье

Печать

Плотина нижнесвирской ГЭСКомплекс деревянных церквей в Подпорожском районе, так называемое «золотое кольцо» Ленинградской области, уже давно привлекал наше внимание. Тем более, что в своих поездках в сторону Онежского озера мы неоднократно проезжали мимо этих мест, называемых Посвирьем. И вот в июне 2005 года, пользуясь длинными выходными, связанными с Днем независимости России, мы отправились в Подпорожье.

В этот раз темп нашей транспортной колонне задавал участвовавший в поездке «УАЗ», так что ехали мы неторопливо, основательно и через четыре с лишним часа, пересекли Свирь по плотине подпорожской гидроэлектростанции. Кстати сказать, поиски ГЭС оказались не таким простым делом, как казалось вначале. Несмотря на отмеченную в навигаторе точку начала плотины, дорогу к ней мы искали довольно долго, а местные жители на вопрос «Как проехать к плотине?» лишь качали головами. Как оказалось, спрашивать нужно было не подъезд к плотине, а ГЭС, или дорогу на Важины. Горожане абсолютно не понимают, что такое плотина! В конце-концов, пропетляв по Подпорожью минут двадцать, мимо отделения ГИБДД мы выехали к искомому объекту.

Первой остановкой на пути стала Воскресенская церковь на берегу реки Важинки, которую мы сфотографировали с противоположного берега. Собственно этим и ограничились, хотя прямо перед носом был мост через реку. Наверное, победило желание поскорее увидеть Согиницкий погост.

Согиницкий погост

Комплекс деревянного Согиницкого погостаНа подъезде к Согиницам грунтовая дорога уходит направо в сторону деревни Заозерье, но уже с развилки отлично видна шатровая Никольская церковь реально доминирующая над деревней. На всех картах деревня называется Согиницы, хотя из путеводителя Валерия Корсакова следует, что до революции она называлась Согинским погостом или просто Погостским. Таким образом, следуя логике, на картах этот населенный пункт должен быть обозначен как Согинцы. Впрочем, оставим этот вопрос специалистам топонимики…

Ансамбль Согиницкого погоста состоит из Никольской шатровой церкви 1969 года постройки, соединенной с ней колокольни и маленькой зимней Ильинской церкви 1864 года. Высота Никольской церкви около 32 метров. Погост расположен прямо на берегу порожистой речки в долине образованной двумя холмами, поросшими лесом, которые являются естественным фоном величественным произведениям деревянного зодчества. И хотя, согиницкий погост не может соперничать с гиморецким комплексом, расположенном на высоком холме Онежского берега, но производит не менее сильное впечатление…

Часовня Петра и Павла в деревне Заозерье

Часовня Петра и Павла в деревне ЗаозерьеСледующим объектом осмотра стала небольшая деревянная часовня Петра и Павла в деревне Заозерье стоящая в центре кладбища на берегу Вачозера. Вид, конечно, изумительный! Украшенная резьбой часовенка словно плывет над водными просторами голубого озера. А крытая лемехом главка несет металлический крест с полумесяцем внизу…

Пидьмозеро

Берег Пидьмозера в районе нашей стоянки
Закат на Пидьмозере

Далее наш путь лежал через деревню Токари и железную дорогу к Пидьмозеру, где мы планировали встать лагерем. У нас имелась информация о небольшой стоянке около деревни Шангоостров на южном берегу озера, но для начала мы попытались исследовать северный берег Пидьмозера. Доехав по лесной дороге до начала длинного полустрова, выслали вперед на разведку полевой дороги «Ниву». Преодолев несколько непроходимых для «недоприводных» автомобилей мест, потеряв по дороге багажник с велосипедами, который самопроизвольно соскочил с прицепного устройства и, тараня мостами засохшие глиняные колеи мы достигли берега озера. Собственно, ничего примечательного мы там не обнаружили: вода вплотную подходит к берегу, песчаные отмели отсутствуют, из растительности только кусты, а в окружающих полуостров полях неисчислимое количество слепней. Зато на берегу обнаружились сразу три «буханки» - две местных рыбаков и одна питерских путешественников. Не оставалось ничего, как только штурмовать полевую дорогу в обратном направлении.

Вернувшись в деревню Посад, мы поехали вдоль берега Пидьмозера в поисках альтернативных вариантов стоянки. Хотя в одном из описаний озера встречалась информация о сосновых лесах и песчаных берегах, ничего подобного нам не встретилось. Следующий вариант стоянки был рассмотрен там, где за деревней Пёлдожи, грунтовка вплотную подходит к берегу. На самом деле, на протяжении полукилометра есть несколько подъездов к Пидьмозеру, но находятся они настолько близко к дороге, что это нас не устроило. Таким образом, потратив на поиск места для лагеря более двух часов, мы проехали Шангоостров и решили встать в том месте, о котором уже имели информацию. И хотя место маленькое и расположено в двухстах метрах от деревенских домов, но нам удалось втиснуть туда три машины и четыре палатки.

Из несомненных плюсов этого места можно отметить наличие песчаного пляжа, правда, посещаемого местной ребятней, а из минусов – полное отсутствие дров. Впрочем, используя дипломатические способности, можно договориться с местными о продаже небольшого количества дров, что мы и сделали. Завершив день шашлыком и красным вином, вдоволь налюбовавшись закатом, мы отправились спать.

Следующим утром яркое июньское солнце, вода температурой 14,5 градусов, наличие песчаного пляжа вполне располагали к длительным водным процедурам. Правда, обсудив отрицательные стороны нашего расположения, близость населенки и полное отсутствие дров, было принято решение продолжить наш маршрут до берегов Онежского озера. Оперативно упаковав снаряжение, мы выдвинулись по недавно построенной и не обозначенной на картах дороге от деревни Пёлдожи в сторону Подпорожья. Эта дорога оказалась значительно короче, да еще километров через пять удивила нас асфальтом! А выходит она как раз к плотине подпорожской ГЭС.

Мыс Подщелье

Деревянная церковь Дмитрия Мироточивого в ЩелейкахЧерез четыре часа неспешного передвижения мы достигли поселка Вознесенье и очень удачно попали на паром, который уже начал погрузку автотранспорта. Так что буквально через десять минут мы были на другом берегу Свири. Единственная неприятность – плата за перевоз возросла и теперь составляет 150 рублей с машины. Правда, ссылаясь на отсутствие денег и демонстрируя кассиру свои небритые рожи, мы смогли договориться на 300 рублей за три еденицы техники…

Конечной целью нашего переезда являлся чудесный пляж на мысе Подщелье в районе деревни Щелейки, где мы уже бывали не раз. Вот здесь то нас и подстерегала главная неприятность. Пока мы фотографировали деревянную церковь Дмитрия Мироточивого, с уехавшего вперед «УАЗика» сообщили, что дорога на мыс завалена камнями. Догнав первый экипаж, мы все обалдело уставились на огромную кучу гранитных обломков размером от телевизора до легкового автомобиля. Первой пришла мысль о борьбе местного населения с загрязняющими красивейший мыс туристами. Правда, велосипедная разведка пути после завала, показала наличие какой-то свежеотсыпанной щебенкой дороги, которой в этих местах ранее не наблюдалось. После чего пришла в голову трезвая мысль проехать от деревни Щелейки до Гимреки и поискать выход новой дороги. Собственно, далеко ехать не пришлось. Примерно на середине пути мы увидели яркоокрашенный шлагбаум, будку охраны, большой информационный щит и загон для овчарок, а за шлагбаумом ряды новенькой блестящей техники «Катерпиллер».

Как выяснилось, после разговора с мастером недавно образованного российско-германского карьерного предприятия, теперь мыс Подщелье входит в промышленную зону, на месте старой пристани возведен пирс для швартовки судов, установлены краны и оборудование для загрузки барж щебенкой. А распоряжением администрации предприятия все имеющиеся дороги к мысу Подщелье блокированы. Так что, теперь на облюбованном нами несколько лет назад прекрасном месте можно поставить жирный крест!

Володарская

Онежский берег в районе деревни Володарская
Часовня около деревни Гоморовичи

Все тот же мастер посоветовал нам якобы равноценный пляж в районе деревни Володарская, куда мы и двинулись, мечтая о горячей пище, шепоте моря и очаровании онежского заката. В Володарской, сразу за первым домом направо уходит лесная дорога, украшенная щитом «Береги лес от пожара!», которая и приводит на берег Онежского озера. Нужно заметить, что равноценного пляжа мы там не обнаружили, хотя место для стоянки нашли.

Берег Онеги в этом месте представляет собой подмываемый водами озера обрыв метра три-четыре. Хотя спуски к воде имеются, а чуть левее за речкой действительно есть небольшой пляжик. Есть две необорудованных стоянки, а чуть дальше направо стоят лодочные гаражи местных рыбаков, которые все время нашего там пребывания хоть и не докучали, но не просыхали, встречая многочисленных гостей…

Вечером мы предприняли попытку велосипедной разведки и, к сожалению, никаких других мест для стоянки в обозримых окрестностях не обнаружили. Хотя, метрах в тридцати за деревней Володарская справа у дороги по направлению на Петрозаводск нами был обнаружен родник с холодной, чистой и вкусной водой.

Последний день был посвящен солнечным ваннам на берегу Онеги, расслаблению и неспешным сборам в обратный путь. После плотного обеда, помыв посуду и упаковав остатки снаряжения, мы выехали в сторону дома. Снова удачно попали на паром – он уже почти отчалил, но все же подождал отставший «УАЗик», который сходу залетел по сходням на палубу, переполошив некоторых владельцев транспортных средств.

Далее неторопливый внедорожник ушел вперед, а экипажи «Нивы» и «девятки» догоняли его, двигаясь с небольшими остановками для посещения магазинов, осмотра часовни в Гоморовичах и купания в придорожных озерах. Ровно в 23:00 вся наша команда была уже в городе Кириши, преодолев за три дня 850 километров.

 

Добавить комментарий

В комментариях не допускается применение бранных выражений, оскорбление оппонентов, призывы к насилию и другие не этичные выражения. Комментарии не соответствующие этим правилам будут удалены.
Обязательные к заполнению поля выделены восклицательным знаком.
Комментарий Защитный код
Обновить

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер