Избранное

  • Щелейки
    Церковь Дмитрия Мироточивого в д.Щелейки на берегу Онежского озера.
  • Гимрека
    Комплекс гиморецкого погоста второй половины XVII века на высоком берегу Онежского озера.
  • Река Лава
    При пересечении Ладожского глинта образует живописный каньон.
  • Озеро Льняное
    На берегу озера располагалось имение Л.А. Берс - тещи Льва Толстого.
  • Река Рагуша
    Подземное русло реки имеет длину около километра.

Авторизация

Для публикации материалов на сайте Вам нужно пройти процедуру регистрации.


Если Вы уже зарегистрированы, введите имя пользователя и пароль.

Опросы

Как вы используете информацию нашего сайта?
Для планирования своих маршрутов
Просто читаю для общего развития
Никак не использую
Я сюда случайно попал
Nавигатор / Маршруты / Отчеты / Воттоваара - Чёлмужи

Воттоваара - Чёлмужи

Печать

Традиционная остановка в заповеднике КивачПреодолев 475 километров мурманской трассы и, традиционно заглянув в заповедник «Кивач», к вечеру мы достигли песчаного пляжа Пальеозера, где собирались сделать промежуточную стоянку.

Пальеозеро

Клуб любителей малой авиации из Петрозаводска использует брошенную ВПП по назначению.Первым сюрпризом для нас стали расположившиеся лагерем прямо на краю заброшенной взлетно-посадочной полосы запасного аэродрома стратегической авиации энтузиасты мотодельтапланеризма из Петрозаводска. Маленькие летательные аппараты лихо взмывали в небо на фоне малинового заката, приближая человека к давней мечте о свободном полете.

Полюбовавшись серебристыми крыльями механических птиц, мы выехали на берег Пальеозера, где нас поджидал следующий сюрприз.

В это время и в этих местах проходил очередной этап трофи-рейда «Карелия-2006». Соответственно, множество участников рейда заняли не только все имеющиеся свободные стоянки на берегу озера, а образовали целый палаточный городок, растянувшийся на пару километров вдоль пляжа.

Наша прошлогодняя стоянка оказалась занята, и нам пришлось воткнуться между двух стоянок рыбаков прямо на краю пляжа. Для единственной ночевки на Пальеозере место нас устроило и, не разбирая уложенных машин, мы поставили одну палатку, поужинали, искупались в озере и пошли спать.

Поор-порог

Зачетный участок трофи-рейда проходил на Поор-порогеУтром следующего дня мы планировали поинтересоваться возможностью полета на мотодельтаплане, но, к сожалению, петрозаводские дельтапланеристы уже уехали, и было решено поехать смотреть Поор-порог, где обнаружилось невероятное количество машин участников трофи-рейда. Не без труда найдя местечко для своих автомобилей, мы пошли смотреть, как команды-участники преодолевают первый спецучасток трассы, проходящий ровно по скальной гряде бывшего водопада. Зрелище оказалось столь увлекательным, что незаметно для себя, мы потеряли там почти три часа и в сторону Гимольского озера выехали значительно позже, чем планировали.

Прибыв к вечеру в Гимолы, мы сразу же поехали на знакомый мыс. Нам повезло: место оказалось свободным и даже оборудовано закрытым полиэтиленом навесом, где удобно расположилась наша кухонная утварь.

Гора Воттоваара

Вот такие странные конструкции и называют сейдами. Учитывая их количество на горе Воттоваара, как-то с трудом верится в искусственное происхождение.
Деревья на Воттовааре изгибаются не менее причудливо...
Панорама озер с вершины горы

На следующее утро после неспешного завтрака мы разгрузили «Ниву» и поехали через Гимолы к горе.

В это раз наличие gps-навигатора и занесенные заранее gps-координаты тригопункта на вершине горы сильно упростили нашу задачу. Преодолев более крутой западный склон, мы вышли к так называемому «амфитеатру» с небольшим болотистым озерком посередине. К нашему удивлению на вершине горы какие-то люди стояли лагерем. Отсняв несколько планов «амфитеатра» мы продолжили путь к триангуляционному знаку. Достигнув цели, мы отыскали геокешерский тайник, сделали запись в блокноте и аккуратно замаскировали следы своей деятельности.

Преодолев еще пару сотен метров, вышли на западный склон горы, откуда нашим взорам открылась потрясающая панорама озер, лежащих в голубой дымке таежных далей. Вид с большого камня на склоне очень напоминает картину из окна вертолета, летящего на высоте 300 метров. Захватывающе…

Отметив в навигаторе эту точку, мы двинулись в обратный путь. Пройдя мимо лагеря, в котором к тому времени остался только слабо тлеющий костер, мы спустились тем же путем, и вышли к оставленной у подножия горы машине. На обратном пути по обочинам дороги снова собирали грибы. Правда, в этот раз грибов было мало, в основном сухие и червивые, но на грибной суп набрали.

Вечером, лениво покидали удочку в заливчике за мысом, вытащили пару плотвичек, но тут же и отпустили обратно: на уху маловато, да и грибной суп еще не доели…

Водопад Падун

Водопад Падун недалеко от Медвежьегорска. Совсем рядом со старой трассой М-18.На четвертый день у нас был запланирован переезд от Гимольского озера через Юстозеро по старому мурманскому тракту до Медвежьегорска. По пути мы хотели посмотреть водопад Падун, докупить кое-какие продукты в Медвежьегорске, а также заехать в урочище Сандормох, где в 1937-1939 годах было расстреляно несколько тысяч заключенных – строителей беломоро-балтийского канала. И, конечно, посмотреть сам канал, увековеченный на пачках известных папирос.

Выехав в Юстозере с грунтовки на старую М-18 мы, было, вздохнули с облегчением, но как оказалось, зря. Развить скорость более 60 километров в час по старому разбитому асфальту на витиевато огибающей холмы и озера дороге не получилось. Соответственно, до водопада Падун мы доехали с приличным отставанием от графика.

Не доезжая 8 километров до Медвежьегорска, мы свернули со старой мурманской трассы, пересекли мост через речку Кумса и проехали метров двести в сторону деревни Падун, где, пересекая гранитную гряду, речка Остер образует не очень большой, но живописный водопад Падун.

Урочище "Сандормох"

Монумент в урочище Сандормох.
Памятная табличка о Соловецком этапе...

Следующей целью этого дня стало урочище Сандормох. Повернув с шоссе по указателю, мы приехали к небольшой заасфальтированной стоянке, где и оставили машины. От стоянки уже видно мемориальный комплекс, возведенный в память о погибших здесь людях.

В этих местах в период с 11 августа 1937 по 24 декабря 1938 года палачами НКВД было расстреляно свыше семи тысяч человек.

Известны имена чуть более шести с половиной тысяч человек. Около четырех с половиной тысяч расстрелянных - жители Карелии и заключенные – строители Беломоро-Балтийского канала. Их имена установлены документально по сохранившимся расстрельным актам с конкретным указанием места смерти - станция Медгора Кировской железной дороги.

Еще 900 человек - жители окрестных деревень, которые содержались в лагере под Медгорой и были  также убиты в Сандормохе. Здесь же, в период с 26 октября по 2 ноября 1937 года по приговору ленинградской тройки НКВД, штатным палачом капитаном Матвеевым были убиты 1111 узников Соловецкого лагеря особого назначения, так называемый "Соловецкий этап" сгинувший без следа в карельских лесах.

На небольшом пространстве посреди соснового бора стоит множество могильных крестов. Создается впечатление, что крестов на этом пятачке не меньше, чем сосен вокруг. Причем крестами поисковики из Санкт-Петербурга обозначили только ямы, в каждой из которых захоронено несколько десятков человек…

Беломоро-Балтийский канал

Первый шлюз Беломоро-Балтийской водной системы.
Храм Святого Николая на берегу канала

Солнце клонилось к закату, и мы поспешили к следующей цели нашего маршрута – шлюзам Беломоро-Балтийского канала, берущего свое начало в небольшом поселке с романтическим названием Повенец.

Строительство Беломоро-Балтийской водной системы, соединившей Балтийское и Белое моря, проходящей через межокеанский водораздел, началось в 1931 году. Силами ста тысяч заключенных в кратчайшие сроки (строительство канала продолжалось менее двух лет) были построены около ста гидротехнических сооружений:  19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков и другие объекты. Общая длина этой водной дороги - 227 километров, из них 48 километров создано искусственно.

Южный, онежский склон Беломоро-Балтийского канала - самый крутой: на нем расположено 7 шлюзов. Суда, следующие из Онежского озера на север, преодолевая водораздел, поднимаются по "Повенецкой лестнице" на высоту 70 метров.

Интересно, что знаменитая «Осударева дорога», по которой в 1702 г. в ходе Северной войны солдаты и крестьяне под командой Петра I протащили по лесам и болотам Карелии из Белого моря в Онежское озеро два военных корабля, тоже заканчивалась в Повенце. С помощью переброшенных судов и войск были взяты шведские крепости Кексгольм (Приозерск) на Ладоге и Нотебург (Орешек, Шлиссельбург) при истоке Невы.

Таким образом, с известным еще с VI века водным путем связано рождение Балтийского флота, а строительство Беломоро-Балтийского канала дало рождение флоту Северному, когда в 1933 году из Балтики на Белое море пришли первые военные корабли.

Почти на берегу канала, недалеко от первого шлюза расположен построенный в 2003 году храм Святого Николая, призванный служить не только местом отправления духовных потребностей, но и своеобразным памятником, отдавшим свои жизни тысячам неизвестных участников грандиозной стройки.

Челмужская коса

Прощание с Чёлмужской косой, давшей нам приют на пару дней.
Топим походную баню. Уже на Ладоге.

Подступающие сумерки торопили нас продолжить путь. Преодолев оставшиеся километры до Возриц,и проехав через деревню, мы попали на песчаную дорогу, ведущую на Челмужскую косу. По пути нам встретилось несколько стоянок, как оборудованных, так и просто симпатичных мест. Но мы решили забраться по косе как можно дальше и встать лагерем на берегу Онеги на пару дней. Дорога кончилась, как всегда, неожиданно: то есть по карте (как по бумажной, так и по электронной) она еще как бы продолжается, а на местности ее уже нет. Причем, не то чтобы дорога становится непроезжей, она просто кончается. И хотя именно в этом месте стоянки не оказалось, но пространства для двух машин и двух палаток вполне хватило. Зато получилось все компактно и уютно.

На Челмужской косе мы простояли два дня, которые были заняты знакомством с окружающей местностью и ожиданием ветра. На следующий день ветер задул, да вот незадача, ровно с противоположной от ожидаемой стороны. Поэтому всех развлечений было – наслаждаться онежскими закатами, да топить походную баню. Кстати сказать, вода в Онеге оказалась даже холоднее, чем мы ожидали. Если в прошлом июле мы вовсю купались в Онежском озере, то в этот раз купание происходило только после бани.

Отдохнув пару дней, мы решили не засиживаться на онежских берегах и через Медвежьегорск, где пополнили запасы продуктов, поехали по М-18 в обратную сторону. По пути сфотографировались у небезызвестного у автопутешественников дерева с тряпочками, оставленного, по видимому, строителями дороги в память о самих себе.

Ближе к вечеру дневной переезд был закончен банально и традиционно – на ладожском пляже в районе Обжи, где мы и провели оставшиеся дни отпуска.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер