Алания где это находится

История Алании

Становление

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 ноября 2016 года.

Самые ранние упоминания об аланах относятся к I в. н. э. Первоначально аланы представляли собой племенной союз внутри сарматского народа. Во II в., то есть сразу после создания аланского союза, возникла единая поздне-сарматская (или аланская) археологическая культура. Онa отличается поразительным единообразием на широких пространствах от Кавказа до Украины и Поволжья. Со II в. в сочинениях древних авторов появляется общее имя страны — Алания. К середине III века н. э. аланы заняли доминирующее положение среди наиболее многочисленной — восточной части сарматов, заменив в этой роли аорсов.

Перейдя Волгу в 372 году, гунны нанесли ряд поражений донским, причерноморским и северокавказским аланам. Великое переселение народов, в результате которого значительная часть аланов ушла в Западную Европу, последующие перемещения кочевых племен, войны и нашествия нарушили территориальное единство аланского населения Восточной Европы. Многочисленные аланские группы жили в Крыму, на нижнем Днепре, в бассейне Дона.

Раннесредневековые авторы подчёркивали кавказское происхождение европейских алан. Кавказ оставался аланской метрополией и после VI в., когда северные аланские степи перешли под контроль Тюркского, а затем Хазарского каганатов. Именно на территории Кавказа и предкавказских степей в указанное время среди прежде разрозненных аланских племён начался процесс централизации и становления аланской государственности.

Средние века

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 ноября 2016 года.

Несмотря на непростые условия, государство алан смогло не только сохранить самостоятельность, но и заставляло считаться с собой соседние державы.

В VIII—IX вв. Алания была союзницей хазар: хазарский царь Вениамин одержал победу над провизантийской коалицией благодаря военной помощи алан. Но к началу X века Хазарский каганат был ослаблен постоянными войнами, и Византия повела борьбу со слабеющей Хазарией за влияние на алан.

Согласно описанию, сделанному арабским автором ал-Масуди в 1-й пол. X века, царь Алана носил титул керкерендач или керкендач. Он имел до тридцати тысяч конного войска. Один из его предков в первом столетии правления Аббассидов принял христианскую веру, а до этого он был язычником. Он оставил эту веру в 320 году по хиджре (932 год) и прогнал от себя священников, посланных к нему греческим императором.

Падение Хазарского каганата в X в. позволили аланским царям расширить свои владения на севере до реки Кумы, на востоке — до царства Сарир в Дагестане, на западе — до страны адыгов в Западном Предкавказье. Болгар и хазар в X в. сменили печенеги и гузы, а тех в XI в. вытеснили половцы.

В середине XII в. царь Алании Худдан выдал свою дочь Бурдухан за грузинского царя Георгия III. От этого брака родилась великая царица Грузии Тамара, вторым мужем и соправителем которой в 1189 г. стал аланский царевич Давид Сослан.

Поздняя история

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 ноября 2016 года.

Аланский некрополь у селения Даргавс, Северная Осетия. Крупнейший на Северном Кавказе.

В 1222 году двадцати тысячная армия, посланная главой монгольской империи Чингисханом, разгромила аланское войско, выступившее в союзе с половцами и преданное ими.

Алания как независимое государство прекратила существование после монгольского нашествия (1238—1239 гг.). В 1239 г. монголы взяли Магас. В 1278 г. монголы при участии русских дружин взяли, как повествует русская летопись, «славный город ясьскый Дедяков», предположительно отождествляемый с Верхним Джулатом — Татартупом.

Грузинский царь Георгий V, объединив своих вассалов, повёл борьбу с аланами. В 1326 г. после осады он вернул город Гори. Преследуя алан, Георгий V совершил поход в горы, дошёл до Дарьяла, Арагвского и Ксанского ущелий.

В 1395 г. после победы над Тохтамышем войска Тимура с севера вошли в аланские ущелья. Вырубая леса и прокладывая дороги, завоеватели совершали рейды в высокогорные районы. Аланские горные области между Казбеком и Эльбрусом подверглись жестокому разорению. Историки Тимура сохранили имена князей, оказавших сопротивление завоевателям — их звали Буракан, Буриберди, Кулу, Таус и Пулад. Множество людей было истреблено, награбленное имущество свозили в ставку, которую Тимур расположил в области Пятигорья. Крепости и селения были стёрты с лица земли, огромные территории обезлюдели. Свой последний поход в Аланию Тимур совершил в 1400 г., когда его войска вошли в горы и с юга, и с севера, что и послужило полной ликвидации Алании.

Религия

Северный Зеленчукский храм (Х в.). Нижне-Архызское городище. Карачаево-Черкесия.

В Аланском царстве осуществлялась православная миссионерская деятельность.

В 916 г. Алания приняла христианство от Византии. Однако в этот период христианство не смогло прочно утвердиться в Алании. Ибн Руста (ок. 290 г.х./903 г.) пишет: «Царь аланов (malik al-Lan) — христианин в сердце, но все люди, населяющие его царство, — язычники, поклоняющиеся идолам». В 932 г. аланский царь неудачно воевал против Хазарии и под её давлением на время выдворил из страны христианских священников, присланных из Византии.

Однако с середины X века Алания сильно сблизилась с Византией, Абхазией, Грузией и другими православными государствами.

По свидетельству автора XII в. Никифора Василаки, в его время аланы уже были ревностными христианами:

…что может заслуживать большего восхищения, величие её народа или знатность её происхождения ? Её народ — аланы; мать их царица; и как подобает аланам, древнего богатства. Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племён этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа. Они самый воинственный народ среди кавказцев; если ты посмотришь на их множество, то найдешь отвагу, которой нет нигде более; если ты заметишь их доблесть в бою, то ни во что не поставишь мириад врагов. Ибо иные народы выделяются множеством своих сил, а другие — храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан.

Феодор Аланский в письме к Герману II, написанным им примерно в 1225 г., повествует: «Аланы христиане только по имени. Если же где и есть часть Иакова, то враг и там посеял плевелы… Устами они исповедуют, едва смею сказать, во спaceниe, ибо не веруют сначала сердцем в правду». Спустя некоторое время, со слов Никифора Григора «…, когда царь , тайно присылают к нему посольство. Их вообще называют аланами». Однако ни о каких аланах проживающих за Истром Феодор Аланский, следовавший из Никеи, не говорит, повествуя только об аланских общинах в Херсонеё и на Боспоре.

То же описывали и более поздние свидетельства: в 1253 г. Гильом Рубрук засвидетельствовал, что «аланы или асы» исповедуют христианство и «всё ещё борются против татар».

Венецианец Иосафат Барбаро, проживший в Тане с 1436 по 1452 год, отмечал, что аланы — «христиане и были изгнаны и разорены татарами».

На территории южных провинций Алании до сих пор сохранились православные храмы VIII—IX вв. На территории северных провинций также есть ряд старых храмов.

Цари

Генеалогия Атона и Джадарона с точки зрения Вахушти Багратиони.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 ноября 2016 года.
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.
  • Династия Царазонта
    • Базук — ок. 57 г.
    • Амбазук — ок. 57 г.
    • Баракад — I век
    • Шапух — I век
    • Гигиан (Датианос) — I век
    • Кизо — II век, осуществил поход на Парфию в 132 году
    • Ферош (Перош) — ок. 293 г.
    • Кавтия (Кавция) — ок. 293 г.
    • Ашхадар — ок. III—IV вв. Отец Ашхен — жены армянского царя Трдата III
    • Бенер — начало IV века, сын предыдущего
    • Саросий (Сародий) — середина IV века, брат предыдущего
    • Сангипан — середина V века
    • Беоргор — конец V века
    • Дул — рубеж V—VI веков
    • Саросий — середина VI века
    • Григорий — VII век
    • Итаз (Итаксис) — в начале VIII века
    • Гавриил — X век
    • Урдур — первая треть XI века
    • Дорголел Великий — XI век, сын предыдущего. Тесть грузинского царя Давида
    • Росмик — начало XII века, сын предыдущего
    • Худдан — XII век, сын предыдущего. Дед грузинской царицы Тамары
  • Династия Багратионы
    • Давид — XII век, внук царя Дорголела Великого, женился на принцессе из династии Царазон
    • Атон — сын предыдущего
    • Джадарон — сын предыдущего
    • Давид Сослан — (ум. в 1207 году), сын предыдущего. Муж грузинской царицы Тамары, внучки аланского царя Худдана
    • Георгий IV Лаша — (1207—1223), сын предыдущего
    • Давид VII Улу — (1223—1270), сын предыдущего
  • Династия Ахсартаггата
    • имя неизвестно
    • Переджан — (до 1291 года), сын предыдущего
    • Ос-Багатар — (1291—1306), брат предыдущего

Примечания

  1. В. А. Кузнецов. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Версия о св. Максиме Исповеднике.
  2. Кузнецов В. А. Алания в X—XIII вв. — Орджоникидзе: ИР, 1971. — С. 10—46.
  3. Ковалевская В. Б. Аланы // Древняя Русь в средневековом мире: Энциклопедия / Институт всеобщей истории РАН; Под ред. Е. А. Мельниковой, В. Я. Петрухина. — М.: Ладомир, 2014. — С. 16.
  4. Кузнецов В. А. Алания в X—XIII вв. — Орджоникидзе: ИР, 1971. — С. 10—11.
  5. Константин Багрянородный. Об управлении империей (42).
  6. Minorsky V. Caucasica III: The Alān Capital *Magas and the Mongol Campaigns // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. — 1952. — Vol. 14, № 2. — P. 221—238.
  7. Гутнов Ф. Х. Средневековая Осетия. — Владикавказ: Ир, 1993. — С. 49, 58.
  8. Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. — М.: Знак, 2004. — С. 228.
  9. По ал-Мас’уди, царей аланов звали К. рк. ндадж: по Ибн Руста — Б. гайр.
  10. Аланы, по ал-Мас’уди и Ибн Руста, «были язычниками, поклонявшимися идолам». Христианство стало проникать в Аланию с VII в. Однако насаждение новой и чуждой для аланов религии происходило с большими трудностями. Поэтому начало массовой христианизации аланов относят к первой четверти Х в. См. Кулаковский Ю. Христианство у алан, с. 5; Кузнецов В. А., с. 206).
  11. А. А. ТУАЛЛАГОВ Алания (Осетия) и миссионерская деятельность св. Андрея
  12. Кузнецов В. А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Владикавказ, 2002. — С.44.
  13. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. — С. 106.
  14. Феодор Аланский. «Аланское послание» (24).
  15. Григора Никифор. Римская история (VI, 10).
  16. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Под ред. Н. П. Шастиной. — М.: Государственное издательство географической литературы, 1957. — С. 111.
  17. Барбаро и Контарини о России: К истории итало-русских связей в XV в. / Вступ. статьи, подг. текста, перевод и коммент. Е. Ч. Скржинской. — Л.: Наука, 1971. — С. 5, 137.
  18. Alemany, Agustí (2000), Sources on the Alans: A Critical Compilation, p. 321. Brill Academic Publishers, ISBN 9004114424.
  19. Маргиев А. Г. Сослан-Давид: правда жизни осетинского царевича, мужа и соправителя царицы Тамар.
  20. Тогошвили Г. Д. Вахушти Багратиони о происхождении Сослана Давида.

Побережье курорта

Несмотря на то, что побережье Турции омывается четырьмя морями, основные курорты, расположены на побережьях, которые омываются двумя из них: это Эгейское и Средиземное море.

Море, которое омывает побережье турецкой Алании — Средиземное. Пляжи Алании разбросаны по всему периметру побережья, которое своими очертаниями напоминает подкову. В свою очередь там расположено множество небольших и уютных бухточек. Вода очень чистая, по своему насыщенному темно – синему цвету, оно напоминает сапфир. Пляжи в основном песчаные или галечные. Некоторые владельцы отелей, которые имею собственные пляжи, создают искусственный песчаный берег.

Температура морской воды всегда умеренная, что крайне положительно влияет на общее состояние здоровье. Особенно полезен отдых на море Алании для людей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, заболеваниями легочной и нервной системы. Кроме того, отдых на море Алании прекрасно подходит для женщин, которым необходима реабилитация в послеродовой период.

Кроме того – песчаные морские пляжи Алании – лучшее место для семейного отдыха, особенно для тех пар, где есть маленькие дети. Связано это с тем, что опасные морские обитатели у побережья отсутствуют. Зато велико количество разнообразных морских звезд, встречаются морские ежи и морские собачки.

Заход в море чрезвычайно удобен, пляжи очень чистые, а песок, в буквальном смысле создает эффект прозрачности.

Один из известнейших пляжей побережья – пляж Клеопатры. Вот уже несколько лет, он получает международную награду за чистоту, именуемую «голубой флаг». Для того, чтобы стать обладателем этой награды необходимо выполнить ряд условий, среди которых как бесплатный вход на территорию пляжа, так и работа спасателей, наличие душевых кабинок и проч.

Пляж Клеопатры получили свое название в соответствии с легендой, которая гласит о том, что именно этот клочок земли египетской царице подарил Антоний. Позднее, это место стало любимым ее местом отдыха. Протяженность пляжа составляет около двух километров.

Не менее знаменитыми местами для отдыха на морском побережье Алании являются Портакал и Кекубат, Дамлаташ.

Прежде чем принять решение отдохнуть именно на этом морском курорте Турции, необходимо помнить, что:

Алания – лучшее место для отдыха непосредственно на море, но она довольно далеко расположена от различных экскурсионных мест и маршрутов;

Благодаря тому, что курорт с одной стороны закрыта горами, летом здесь очень жарко, непосредственно в самом городе создается эффект раскаленной сковороды, поэтому поездку лучше исключить и тем, кто не переносит чрезмерно жаркую погоду.

Лучшее время для отдыха

Учитывая, что Алания – это один из самых недорогих курортов Турции, тем не менее, туристов, даже в середине лета здесь не много. Курортный сезон начинается в Алании с середины апреля и длится до конца ноября.

Полезно прочитать: Лучшее время для поездки в Турцию

Климат, который царит на побережье, смело можно отнести к средиземноморскому типу. Уже с начала мая столбик термометра достигает отметки +30°С, а вода прогревается до +20°С. Обратите внимание, что ночью температура воздуха на побережье Алании значительно ниже, чем днем.

В период с июня по август вода моря в Алании прогревается до максимума и ее температура колеблется в пределах +23 — +27°С, а температура воздуха, в тени достигает +40°С.

В период с сентября по ноябрь температура воды продолжается удерживаться выше двадцатиградусной отметки.

Поэтому, какое время Вы выберите для отдыха на побережье, зависит сугубо от личных предпочтений каждого. Однако самыми оптимальными месяцами для поездки на этот курорт Турции считаются три летних месяца и сентябрь.

Конечно же, если Вы предпочитаете пляжный отдых с утра и до вечера, то для этого лучше всего выбирать самые жаркие летние месяцы.

С сентября по ноябрь приходит так называемый и очень любимый многими отдыхающими «бархатный» сезон. Бархатный сезон этого курорта Турции характеризуется тем, что летний зной спадает, температура значительно снижается, но дни все равно остаются теплыми. Температура моря также становится ниже, и в среднем составляет +20 — +21°С.

А вот отдохнуть на морских берегах в зимние месяцы, начиная с декабря и заканчивая февралем – возможности нет. Дело в том, что это сезон хмурой погоды и затяжных дождей. В этот период температура воздуха остывает до +15 — +17°С, а ночью колеблется в районе +7 — +10°С.

Отдыхаем и развлекаемся

Турция и в частность, курорт Алания может предложить Вам практически все виды отдыха на море, вот их краткий перечень:

  • Для семейных пар с детьми свои услуги могут предложить многочисленные аниматоры. Кроме того, особый восторг у детей вызывают различные водные аттракционы, которых на пляжах великое множество.
  • Дайвинг и не менее занимательное плаванье с аквалангом, которое поможет отдыхающим получить не только массу положительных эмоций, но и более детально ознакомиться с разнообразным подводным миром Средиземного моря;
  • Для любителей острых ощущений организаторы пляжного отдыха предлагают катание на водных лыжах и полеты с парашютом над водной гладью.
  • Для туристов, предпочитающих спокойный и размеренный отдых, предлагаются прогулки на яхтах и недлительные морские круизы.
  • Посетите всей семьей аквапарк и дельфинарий. В дельфинарии несколько раз в день выступают морские артисты — черноморские дельфины, морские котики и морские львы.

  • Еще одно развлечение, которое не оставит никого равнодушным – пенные вечеринки на яхтах. Обычно вечеринки начинаются около десяти вечера и заканчиваются под утро. Всю ночь участники участвуют в веселых конкурсах, купаются открытом море и веселятся от души.

Таким образом, отдых здесь не только доступен практически для каждого туриста, но и способен подарить хорошее настроение на весь текущей год, вплоть до следующего отпуска.

Аланский язык

Аланский язык

Страны

Алания

Регионы

Северный Кавказ

Вымер

XIII в., потомками являются осетинский и ясский языки

Классификация

Категория

Языки Евразии

Индоевропейская семья

Индоиранская ветвь Северо-восточная подгруппа

Письменность

бесписьменный, редко греческое письмо

Языковые коды

ISO 639-1

ISO 639-2

ISO 639-3

Ethnologue

IETF

См. также: Проект:Лингвистика

Ала́нский язы́к — язык аланов, известных с I в. до н. э. и выделившегося из сарматской общности. С началом I тыс. н. э. аланы расселились в Предкавказье, Приазовье, Крыму, бассейне Дона. Аланский язык, судя по многочисленным источникам был близок к осетинскому языку, а сам аланский союз племен окончательно был дезинтегрирован при нашествии монголов и Тамерлана. Остатки алан в виде предков сегодняшних осетин сохранились в горах Кавказа. Другая часть аланов возможно могла в XIII в. переселиться в Венгрию, где до XIX в. сохраняла свой язык. Основным материалом, позволяющим изучать язык аланов, является топонимика и древняя антропнимия, а также многочисленные заимствования, закрепившиеся в языках других народов.

Аланские фразы в «Теогонии» Иоанна Цеца

Другое известное свидетельство аланского языка — аланские фразы в «Теогонии» византийского автора Иоанна Цеца (XII в.).

В 1927 г. венгерский византинист И. Моравчик обнаружил в рукописи Barberinus (XV в.), находящейся в Библиотеке Ватикана, полный текст эпилога «Теогонии», и в 1930 г. он впервые опубликовал ту часть сочинения, где содержатся написанные на основе греческого алфавита формулы приветствия на различных языках, с которыми соприкасалась в XII веке Византийская империя: «скифском» (на самом деле, на языке команов-половцев), «персидском» (в действительности, турко-сельджукском), латинском, арабском, русском, еврейском и аланском. Таким образом, это единственный письменный памятник аланского языка, этноязыковая принадлежность которого засвидетельствована самим записавшим его лицом.

Перевод с греческого и латинскую транслитерацую фраз-приветствий на «варварских» языках опубликовал С. М. Перевалов в 1998 году:

τοις Άλανοις προσφθέγγομαι κατά’ την τούτων γλώσσαν

καλή’ ήμερα σου, αυ’θέτα μου, αρχόντισσα, πόθεν είσαι;

ταπαγχας μέσφιλι χσινά κορθι καντά, και ταλλα.

αν δ’εχη Άλάνισσα παπαν φίλον, α’κουσαις ταύτα.

Ουκ αίσχύνεσαι, αυθέντριά μου, να’ γαμη το μουνίν σου παπάς

То φάρνετζ κίντζι μέσφιλι καιτζ φουα σαουγγε.

Язык этих фраз представляет собой архаичный вариант осетинского языка. Так, «Tapankhas» (‘добрый день’) соответствует иронскому «dæ bon xorz», дигоркому «dæ bon xwarz» — ‘пусть будет твой день хорошим’. Примечательно, что аналогичная фраза — «daban horz», обнаружена в ясском глоссарии 1422 года.

Обе фразы целиком можно сопоставить с современными осетинскими аналогами:

Первой соответствует современное осетинское (дигорское):

Dæ bon xwarz, me ’fsijni ’xsijnæ. Kurdigæj dæ?

или

Дæ бон хуарз, ме ’фсийни ’хсийнæ. Курдигæй дæ? «Добрый день, хозяйка (супруга) моего господина. Откуда ты?»

Второй фразе — соответствует осетинское

’F(s)arm neci (’j) kindzi ’fsijni, kæci fæwwa sawgini.

или

’Ф(с)арм неци (’й) киндзи ’фсийни, кæци фæууа саугини. — «Нет стыда (у) госпожи-невестки, которая бывает священникова (отдается священнику)».

Подробным лингвистическим исследованием аланского текста в «Теогонии» занимались Р. Бильмайер, Б. Мункачи, Д. Герхардт и В. И. Абаев, Т. Т. Камболов.

Ясский глоссарий

Ясский глоссарий 1422 г., обнаруженный в 1957 г. в Венгерском государственном архиве.

Ясский глоссарий – это ученое название краткого словаря, размещенного на обороте судебного документа. Словарик, в котором около 35 слов, должен был помочь чиновнику XV века понимать речь ясов.

Большинство ясских слов легко сопоставляется с современным осетинским языком, особенно с его архаичной формой — дигорским диалектом. Примеры:

Ясский Иронский диалект Дигорский диалект Венгерский Русский
Ban bon bon nap день
Baza bas basæ leves похлёбка
Ваh bæх bæx ló| ló лошадь
Carif carv carv vaj масло
Cugan cængæt cigon (cigojnæ) fazék чугунная (кастрюля)
Dan don don víz вода
Da tied твой
Dicega ducgæ docgæ (ghog) ‘дойная’ (корова) tehén корова
Fit fyd fid hús мясо
Fus fys fus juh овца
Gal gal gal ökör бык
Gizt ænqyzt ænghizt (забродивший) túró творог
Xecav xicaw xecaw gazda хозяин
Xuvar xor xwar ezer просо
Xuvas xos xwasæ kasza сено
Ajka ajk ajkæ tojás яйцо
Каfsеn kæf, kæsag kæsalgæ borsó рыба, икра
Каrак kark kark tyúk курица
Karba kærvædz (вид ячменя) árpa ячмень
Kasa kas kasæ kása каша
Kurajna kwyroj kurojnæ malom мельница
Khever khæbær khæbær kenyér хлеб
Manuona mænæw mænæwæ búza пшеница
Na næxe mienk наш
Odog widyg edug kanál ложка
Oras wæras wæras sörféleség квас
Osa us wosæ asszony женщина
Qaz qaz qaz lúd гусь
Sabar syzĝy zætxæ zab овёс
Saka sæh sæhæ kecske| kecske коза
Sana sæn sænæ bor вино
Tabax tæbæh tæbæh tál тарелка
Vas rod wæss borjú телёнок

Фонетика

Наиболее близка к аланскому фонетика архаичного дигорского диалекта осетинского языка. Основные отличия:

  • в аланском ещё не произошёл переход a > o перед носовыми (ban «день», nam «имя»)
  • в аланском отсутствовали смычно-гортанные пъ, тъ, цъ, чъ, къ, усвоенные осетинским из кавказского субстрата, а также хъ (q), усвоенный из тюркских.

  1. Исаев М.И Аланский язык. Иранские языки III. Серия «Языки мира», стр.106
  2. Kambolov, Tamerlan (2007). «Some New Observations on the Zelenchuk Inscription and Tzetzes’ Alanic Phrases«. Scythians, Sarmatians, Alans — Iranian-Speaking Nomads of the Eurasian Steppes (7-10 May 2007): Abstracts: 21–22. Проверено 2008-12-06.

  • древнеперсидский†
  • мидийский†

  • авестийский†
  • скифский†

Древнеиранские языки†
Западные Восточные

  • согдийский†
  • бактрийский†
  • хорезмийский†
  • аланский†
  • сакские: хотаносакский†
  • тумшукскосакский†
  • кашгарский†

Среднеиранские языки†
Западные Восточные

Тати-талышская подгруппа азери† килитский† талышский тати Прикаспийская подгруппа гилянский мазендеранский велатру шамерзади семнанский Курдская подгруппа курманджи сорани южнокурдский лаки Подгруппа заза-горани горани зазаки Центральноиранская подгруппа центральноиранский вкл. зороастрийский дари еврейско-иранские диалекты сивенди таджриши† Белуджские диалекты белуджский язык Подгруппа ормури-парачи ормури парачи

Новоиранские языки
Юго-западные Северо-западные Юго-восточные Северо-восточные
Примечание: † — мёртвые языки
Другие арийские языки нуристанские языки Индоиранские дардские языки индоарийские языки митаннийский Иранистика

География курорта и климат

Алания находится всего в 138 км от другого знаменитого курорта Турции — Антальи, если двигаться в юго-восточном направлении. Административно Алания входит в состав провинции Анталья. Пригороды Алании — небольшие населённые пункты Махмутлар, Инжекум, Конаклы, Авсаллар.

На курорте прекрасно себя чувствуют растения, которым нужен субэкваториальный или экваториальный климат. Среднегодовая температура воздуха +17°C, что на 3 деления выше, чем в Сочи.

Таврские горы надёжно защищают Аланию от холодных ветров. Поэтому здесь даже в зимние месяцы температура не опустится ниже +8°C, и может порадовать отдыхающих комфортными +25°C. Однако в декабрьском море купаются только смельчаки, которых устраивает температура воды в 19C. Погода с декабря о февраль напоминает осенне-весеннюю по меркам средне статического Российского климата.

Зато весна очень дружно прогревает и землю и море Алании. И уже к середине апреля в нём можно комфортно купаться, не боясь получить солнечные ожоги.

В мае и июне средняя температура воздуха от +25 до +28°C, но может подняться и до +37C°. Летом же сюда едут любители жаркой погоды. Таврские горы удачно берут на себя роль природного кондиционера и немного смягчают восприятие жары. Морская вода летом прогревается до +27°C. Приятный момент — дневная жара быстро спадает с заходом солнца. Ночью в июле средняя температура +21°C. Поэтому чаще основные развлечения для туристов переносят на ночное время.

Полезные ссылки

Горящие туры ищите на сервисах Travelata и Level.Travel — они найдут лучшие предложения среди разных туроператоров. Хотите сэкономить?

Поиск лучших цен на перелеты — AviaSales

Экскурсии, свадьбы и фотосессии в Доминикане — Два Банана

Поиск и сравнение цен на отели — RoomGuru

Добавить комментарий

Закрыть меню