Есть ли в ташкенте метро

Ташкент. Часть 3: Ташкентский метрополитен

Ташкентское метро — это почти как Львовское метро, с той лишь разницей, что оно во-первых существует на самом деле, во-вторых там не убивают, а только задерживают, и в третьих — не за русский язык, а за фотосъёмку. Один из крупнейших и красивейших метрополитенов бывшего СССР — одновременно и самый загадочный, и более-менее системных его фотообзоров я сходу и не припомню. Значит, думал я по дороге в Ташкент — надо сделать такой самому! Вот только качество получилось ужасное — мой фотоаппарат в принципе слабоват для подземки, а на тёмных станциях я снимал быстро, не всегда успев сфокусироваться, прицелиться или оценить конфигурацию людей в кадре. Но зато это первый в рунете полный обзор пожалуй самого красивого метрополитена Азии.
В прошлых частях — общий колорит Ташкента и прогулка вдоль городских каналов к телебашне.
Метрополитен в Ташкенте начал строиться в 1968 году как часть программы обновлённого Ташкента после землетрясения. Первая очередь из 9 станций открылась в 1977 году, и метрополитен стал в СССР лишь 6-м по счёту (после Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку и Харькова), однако первым и до 2011 года (когда открылся Алматинский метрополитен) единственным в Средней Азии. Но поздний старт компенсировался быстрым ростом: по протяжённости трёх линий своего метро (36км, 29 станций) Ташкент уступает Москве, Петербургу, Киеву и Харькову. Ныне метрополитен включает «красную» Чиланзарскую линию (1977, последние станции — 1980), «синюю» Узбекистанскую (1984-1991) и «зелёную» Юнусабадскую (2001), но новых станций не открывалось уже 15-й год и видимо ни одна не была построена в независимом Узбекистане полностью. Система, тем не менее, довольно «зрелая» и я ей пользовался активно, вот только в Черняевку ни от одной из станций не уехать — что от «Шахристана» (на этой схеме он ещё «Хабиб Абдуллаев») до Юнусабадского рынка, что от «Олмазора» до базара-Ипподрома идти ещё прилично. Да, по переименованиям станций Ташкентское метро явно вне конкуренции — несколько названий успели смениться за те полгода, что прошли с моей поездки!
1а. по клику откроется более широкая картинка, в том числе с русскоязычными правилами пользования
А специфика Узбекистана начинается уже на входе (на врезке — советский и нынешний логотипы), где обязательно и часто под специальным зонтиком стоит изумрудно-зелёный милиционер с палкой-обыскалкой, заглядывающий пассажирам в сумки. Этот проверяет выборочно, меня где-то в 80% случаев, явно местных — ещё реже, но он на входе в метро не последний.
2.
Общения с ним не избежать даже если вы хотите просто воспользоваться подземным переходом. Наземный вестибюлей у ташкентского почти нет, я знаю лишь один, а в основном — необычайно капитальные подземные переходы:
3.
С кассой у метродверей, где за 1000 сумов (10-15 рублей по нашему) продают пластиковые жетончики, которые я забыл сфотографировать (фото из википедии):
3а.
А за стеклянными дверьми у старых советских турниктов — ещё один пост проверки, где обычно стоят простоватый мент-«огурец» и серьёзный чекист в коричневой форме, при которых рамка металлоискателя и специальный столик. Эти уже более въедливые, смотрят не только вещи, но и документы, задают вопросы (например, «Почему так часто ездите?») и за все дни пребывания в Ташкенте меня не проверяли всего один раз (хотя встречал людей, которых не проверяли за время пользования этим метро вообще ни разу!). На обоих постах сотрудники почти всегда очень вежливы и у туристу доброжелательны, напоследок извиняются за беспокойство и желают счастливого пути, но извиняться им, прямо скажем, есть за что — например, когда попадаешься им с большим рюкзаком, который разобрать и собрать целое дело. Сфотографировать этот пост мне так и не удалось, а что фотосъёмка запрещена, они обычно не забывают напомнить.

4.
Запрещена она тут вполне официально (см. правила по ссылке), и до поездки мне описывали Ташкентское метро как полупустые залы, в которых ментов больше, чем пассажиров, а пассажиры тоже все сплошь переодетые менты, и замеченный с фотоаппаратом человек влипает минимум на 3 часа задержания с угрозами пришить ему шпионаж, терроризм или ещё что похуже. Ну, утрирую, конечно, и хотя всё оказалось несколько проще, всё же я был тут предельно осторожен, постоянно следил за расположением людей в форме и камер, прикидывал углы их обзора, фотоаппарат же с настроенными в переходе на полутёмное помещение параметрами выхватывал из чехла буквально на секунду, от груди через поворотный экран… и все эти шпионские игры — лишь для того, чтобы заснять какую-нибудь безобидную мозаику или майолику. Разрешение на съёмку получить, как писали знающие люди на своих форумах, тоже нереально. В комментариях, конечно, неизбежно найдётся кто-нибудь, кто «фоткал в Ташкентском метро сколько хотел на виду у ментов, и впервые из вашего поста узнал, что запрещено» — ну что же, аномального везения никто не отменял. На других фото вы ещё увидите, как тревожно на меня косились пассажиры, и я каждый раз опасался, что они «доложат куда следует». Вот такие плакаты попадаются регулярно и на станциях, и в вагонах:
4а.
Поезда в Ташкентском метро самые обычные — составы «Метровагонмаша» по 4 вагона, на всех трёх линиях работающие с момента их открытия. Точных данных о количестве поездов (в двух электродепо) я не нашёл, но интервалы тут очень большие, в среднем 7-9 минут, в час пик бывает 4 минуты, хотя это и недолго в сравнении с 12-минутными интервалами в метро Алма-Аты:
5. 2016
В 2016 году появилась пара капитально отремонтированных на Ташкентском вагонзаводе поездов — с позапрошлого поколения на прошлое. Остромордный ходит по «красной» линии, кругломордый — по «синей».
6. 2016
Пассажиропоток Ташкентского метро неуклонно сокращается, упав с советских времён почти втрое (до 150 тыс. человек в день). В целом, каким-то особо пустым, равно как и особо загруженным, мне это метро не показалось: свободнее, чем в Киеве и Минске, но многолюднее, чем в Нижнем Новгороде или Алма-Ате. Дальше несколько фото из вагонов, ташкентская публика:
7.
Объявления все без исключения на узбекском, но в общем из контекста понятны (станция — «бекати»), да и в переводе мало отличаются от стандартных в московском метро. Надписи где-то в половине случаев дублируются, и значительная часть на советской узбекской кириллице. Как видите, вагоны выглядят довольно дряхло. Реклама есть, но не очень много, равно как и на станциях.
8.
В вагоне одного из новых поездов уже повеселее:
9. 2016
И ещё, думаю, вы заметили неприятную особенность ташкентского метро — темноту. На большинстве станций горит да бог треть светильников. Вероятно иногда загорается больше — по крайней мере мэтр Чистопрудов незадолго до меня сумел сфоткать несколько станций в ярком свете, но я видел ташкентское метро неизменно таким (здесь же типичный указатель):
9а.
В целом, кроме системы безопасности да потёмков каких-то ярких «фишек» Ташметро в целом я не припомню. Главная его достопримечательность — архитектура станций, о которой даже есть легенда, будто строить метро запустили команду московских и команду ленинградских метростроевцев, и те на волне вечного соперничества двух столиц напроектировали лучше, чем дома. Некоторые считают Ташкентское метро красивейшим в мире, на мой взгляд до сталинской классики Московского метро оно не дотягивает, но думаю, его можно смело считать самым красивым метрополитеном Азии (за вычетом, может, Пхеньяна). Архитектура ташкентских станций в основном удивительно для своей эпохи бетонных коробок вычурна и ориентальна, местами напоминая начало то ХХ, то XXI веков. Вообще, хорошо заметно сходство архитектуры матрополитенов Ташкента, Баку (по чужим фотографиям), Казани и Алма-Аты — всё больше убеждаюсь, что в (пост)советской школе метростроения образовалась полноценная «тюркская ветвь».

Моё знакомство с Ташкентским метро началось на Юнусабадской линии (6,4км, 6 станций, 10 минут пути), её конечной «Хабиб Абдуллаев», которую с той поры успели переименовать в «Шахристан». За турникетами — самоцветная карта Узбекистана, сами турникеты и зелёного мента можно различить на дисплее справа:
10.
Хабиб Абдуллаев был крупным советским геологом, президентом Академии Наук УзССР, но вот же ж незадача — родился в кишлаке Араван в нынешней Южной Киргизии (а тогда — Ферганской области). Кто он был сам по национальности, я не знаю, Араван вроде бы в основном узбекский кишлак, но и киргизы Хабиба Мухаммедовича очень уважают. Что, видимо, и стало поводом переименовать станцию. В паре километров от неё находится Юнусабадский рынок, куда прибывают маршрутки с пограничной Черняевки, так что был я здесь трижды. Сама по себе «Шахристан» для Ташкента нетипична своим двухплатформенным устройством. Фотография особенно неудачна, так как снял я её почти что на ходу, торопясь на поезд:
10а.
На короткой Юнусабадской линии я заснял все станции. За коротким открытым метромостом через Бозсу под нависающей телебашней — следующая станция «Бадамзар». Название — по району, в переводе значит «фисташковая роща». В оформлении впечатляет бионический дизайн. Кстати, к следующем фотографиям — обратите внимание, сколько раз нам ещё встретится восьмиконечная «зороастрийская» звезда:
11.
Рядом с «Бадамзаром» — показанные в прошлой части телебашня, парк «Ташкентленд», деловой центр, ВДНХ, словом — один из самых пафосных уголков узбекской столицы. Подавляющее большинство станций тут мелкого заложения (чтобы легче откапывать было после землетрясений), а спуски от турникетов на платформу почти всегда интересно оформлены. Скажем, на «Бадамзаре» — фисташками:
12.
Станция «Минор», в переводе «Башня», оправдывает своё название общей «вертикальностью» облика. Название — не по Телебашне, а по близлежащему району Минор, примечательному одноимёнными показанными в прошлой части огромным кладбищем и новой Центральной мечетью.
13.
Станция «Абдулла Кадыри» близ Алайского базара названа в честь узбекского писателя начала ХХ века, говорят, культового среди узбеков, но почти неизвестного на других языках (и вдобавок — жертва репрессий: за романы «Минувшие дни» и «Скорпион из алтаря» он был расстрелян). Связан ли дизайн станции с его творчеством — увы, не знаю:
14.
Станция «Юнус Раджаби» названа в честь советско-узбекского композитора, и в Ташкентском метро она самая глубокая — 24 метра (для сравнения, в Москве максимум — 63 метра, а в Алма-Ате — 57 метров), едва ли не единственная глубкого заложения. Оформление простое, но очень впечатляющее:
15.
А лестница в центре зала ведёт в переход с очень эффектным сечением, мне напоминающий стыковочные отсеки космических кораблей. На том конце станция «Сквер Амира Тимура» красной линии:
16. 2016
Конечная «Мингурюк» (в переводе — «Тысяча урючин», но на самом деле это название древнего городища) — одна из самых невзрачных.
17.
Зато из неё ведёт неприятно длинный (140м) и извилистый, но довольно красивый переход на станцию «Ойбек» синей линии:

18.
Но, возможно, вы прибыли в Ташкент с запада, оставив позади Хиву, Бухару и Самарканд? Тогда весьма вероятно, что встретит вас красная Чиланзарская линия (15,5км, 12 станций, 27 минут в пути), её юго-западная конечная станция «Олмазор» (или «Алмазар») у автовокзала и рынка «Ипподром» (куда опять же с Черняевки приходят маршрутки) на юго-западной окраине города. Планируется, что здесь будет переход на Сергилейскую линию, обходящую Ташкент по южной окраине, но вряд ли эти планы сбудутся хоть когда-нибудь. По моим впечатлениям, кстати, тут самые вредные менты — со мной они просто разговаривали немного хамовато, но основная их «жертва», как в Москве 1990-2000-х — гости из провинции:
19.
Эта станция — часть первой очереди (1977). «Победный» дизайн напоминает о том, что до 2010 года она называлась «Сабир Рахимов» — это герой войны, «Железный генерал», освобождавший от фашистов Данциг и погибший за неделю до Победы… но вот незадача — казах, хотя и родился в окрестностях Ташкента. Для казахов, русских да и значительной части самих узбеков это переименование было как пощёчина. Вдобавок, Алмазар — это район буквально на другом конце Ташкента, поэтому называют эту конечную местные только «Сабир Рахимов» и никак иначе.
20.
Надо заметить, «соцреалистических» станций мало даже в первой очереди. Например, следующая «Чиланзар» уже вполне ориентальна:
21.
Станция «Мирзо Улугбек» (до 1992 года называлась «50 лет СССР») весьма невзрачна, но облик её подозрительно московский — это ни что иное, как укороченная «Волоколамская», заложенная в 1970-х годах на северо-западе Таганско-Краснопресненской линии, но так и оставшаяся станцией-призраком до 2014 года — ныне она называется «Спартак» и выглядит совершенно иначе. То есть несостоявшуюся станцию Московского метро можно увидеть в Ташкенте:
22. 2016
Сводчатая «Новза», которая весной 2015 года, когда я впервые мимо неё проехал, ещё называлась «Хамза» в честь узбекского писателя-соцреалиста Хамзы Ниязи, убитого разгневанной толпой за то, что организовал в кишлаке 8-е марта с массовым сбросом паранджей. Хамзу из узбекской топонимики тотально вычистили буквально в последнюю пару лет.
23. 2016
За открытым мостиком через канал Актепа (довольно высоким — из трёх метромостов Ташкента с него лучший вид) уже совсем недалеко от центра, который открывает станция «Милый Бог»… то есть «Миллий бог», что в переводе значит «Национальный сад». Изначально она была «Комсомольская», а в 1992-2005 годах «Ёшлик» («Молодёжная»), но при всей важности своего расположения — одна из самых невзрачных, даром что с резьбой по ганчу вдоль колонн:
24.
Следующую станцию «Бунёдкор» я заснял лишь из окна вагона, но она гораздо интереснее внешне. Название в переводе «Творец» или «Созидатель», а до 2008 она называлась «Халклар Дустлиги», то есть «Дружбы Народов». Те же метаморфозы пережил и проспект над ней. «Дружбу народов» изгнали не только из названия, но и из дизайна — на стенах раньше были гербы всех 15 ССР, ныне заменённые чем-то более национальным (точно не понял, чем):

25.
А дальше самая, на мой взгляд, красивая пара станций «красной» и «синей» линии, благодаря оформлению перехода образующие по сути единый ансамбль. На красной — «Пахтакор» («Хлопкороб»):
26.
При общей примитивности планировки, тут реализована простая и гениальная идея — покрыть стены «самаркандскими» мозаиками. Очень люблю такое приём — привнесение в метроархитектуру средневекового искусства. Здесь же обратите внимание на указатель линии над путями, причём его цвет с цветом линии не всегда совпадает:
27.
А спортивная мозаика у выхода в город напоминает, что «Пахтакор» здесь — это как «Динамо» или «Спартак» в Москве, название станция получила по близлежащему стадиону. Своей стилистикой мозаика почему-то вызывает у меня ассоциации с хорошей советской фантастикой:
28.
Переход на станцию «Навои» тут не «труба», как на на обеих пересадках «зелёной» линии, а подъём-спуск через вестибюль. В вестибюле — свои майоликовые панно:
29.
Спуск к «Алишер Навои» — по короткому эскалатору с потрясающей мозаикой над ним, напоминающей потолки древних айванов (здесь же обратите внимание на явную кореянку на переднем плане — я уже писал, что этот народ в Ташкенте очень заметен):
30.
Ну а сама «Алишер Навои» — наверное, красивейшая станция бывшего СССР за пределами Москвы, местная «Маяковская»:
31.
На стенах — всё те же майолики по мотивам произведений Алишера Навои, этого великого поэта 15 века:
32.
Честно говоря, не знаю, сколько здесь куполов, но явно очень много — вручную по фото насчитал 30, каждый узор в двух экземплярах симметрично по длине станции:
33.
34.
Но вернёмся на «красную» линию. За «Пахтакором» следует «Мустакиллик майдони» («Площадь Независимости»), до 1991 года соответственно «Площадь Ленина», высокая и очень тёмная. На заглавном кадре поста — барельеф у её вестибюля, между прочим тоже 1991 года вместо старого «ленинского».
35.
Центральная из центральных, конечная первой очереди станция «Амир Тимур хиёбони» («Сквер Амира Тимура») оказалась просто удивительно невзрачной. Как пояснил в комментариях carpodacus, раньше убранство и «Сквера…», и «Миллий бог» было гораздо интереснее, но его уничтожили в 1990-е годы по идеологическим причинам — тут, например, это был революционный люд, встающий на фоне знамён. Более того, довольно долго стены станции мрачно зияли голым бетоном, а нынешняя их облицовка — по сути дела обои, кое-где успевшие слегка отойти. До 1992 года станция называлась «Октябрьской революции» («Октябрь инкилоби»), а до 1995 — «Марказий хиёбони» («Центральный сквер»). В центре зала виден переход на «Юнуса Раджаби» с кадра №15.
36.
Дальше начинается вторая очередь «красной» линии (1980), которую открывает станция «Хамид Алимджан» с очень красивыми майоликами, названная опять же в честь узбекского поэта и драматурга. С этой и следующей станциями было связано моё пребывания в Ташкенте в 2016 году.
37. 2016
На перегоне линия метро выныривает на поверхность, чтобы перемахнуть очередной канал Салар. Это место, в отличие от двух других, я заснял, включая деталь оформления метромостика — другие два примерно такого же размера:

38. 2016
А следующая станция называется, внезапно, «Пушкин»! То есть «Пушкинская», если по-нашему, и это последнее русское название в Ташкентском метро. Скорее всего, и оно ненадолго — рядом был сквер Пушкина с соответствующим памятником, но памятник перенесли оттуда прочь в прошлом году, накануне весьма деструктивного для Ташкента саммита ШОС. Как станцию переименовать (например, «Аккурган» — по району, или «Дархан» — по арыку, на котором была важная битва Алимкула с Черняевым, или например «Ислам Каримов») — конечно же найдут, и барельеф у входа снимут:
39а.
Станция — сороконажка сороконожкой, но её «делают» светильники, похожие на свечи:
39.
Конечная станция «Биюк Ипак Юли» («Велкий Шёлковый путь») до 1997 года называлась «Максим Горький». И её барельефы с сюжетом сердца Данко как раз-таки сохранены:
40.
Напоследок прокатимся по «синей» Узбекистанской линии (14км, 11 станций, 25 минут пути), которая показалась мне самой красивой. Она открывалась аж в 4 захода в 1984-1991 годах, а пойдём по ней с востока на запад. Две крайние станции открылись второй очередью в 1987 году. Тёмная и строгая конечная «Дустлик» («Дружба»), до 2012 года «Чкаловская»:
41.
Она обслуживала Ташкентское авиацианное производственное объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ) и его соцгород, живший в советское время своей обособленной жизнью как бы вне полувосточного Ташкента. Сам авиазавод сюда эвакуировали в войну из подмосковных Химок, и он стал одним из крупнейших в Советском Союзе, выпуская, например, знаменитые Ил-76. Но финал у такого предприятия на окраине бывшей империи конечно же был предсказуем: по факту последний самолёт тут построили в 2002 году, официально авиастроение закрыто в 2012, и ныне на огромной площадке делаются всяческие бытовые товары для населения типа дверных замков; название «ТАПОиЧ» также упразднено, и даже самолёты-памятники и стелу с макетом Ил-76 у проходной по узбекской традиции демонтировали.
У станции метро исключительно разветвлённая система выходов, один из которых, напоминая о былом значении завода, ведёт прямо в его проходную, по-прежнему весьма оживлённую.
41а.
Соседняя станция «Машинасозлар» («Машиностроителей») обслуживала другой завод и до 1992 года имела звучно-бездушное название «Ташсельмаш», вполе кстати похожее на какое-нибудь слово из древней истории этих мест:
42.
Дальше станцией «Ташкент» начинается первая очередь Узбекистанской линии:
43.
Странное название (если это «Ташкентская», то остальные тогда какие?!) как бы намекает, что над станцией находится Северный вокзал, или Ташкент-Пассажирский, то есть это символическое прибытие в город для гостей столицы. Тут — самые красивые майолики:
44.
«Ойбек» (или «Айбек») названа в честь поэта Мусы Ташмухамедова, более известного под таким псевдонимом. Длиннейший переход на неё с «зелёной» станции Мингурюк — на фото №17. Вид самой станции у меня как-то уж совсем плохо получился, поэтому вот её роскошные барельефы, за которыми виден характерный оранамент колонн:
45.
Здесь же обратите внимание на одинаковую «бахрому» трёх плакатов со всех станций — требование быть бдительными, указатель станций и коммерческая реклама.

46.
Следующая «Космонавтлар» («Космонавтов», а до 1992 года «Проспект…» оных, пока таковой не переименовали) в 2015 году стала в Ташкенте «моей» станцией — все 4 приезда я ночевал в хостеле близ неё, о котором рассказывал в прошлой части. Один из образцов «космических станций» («Проспект Космонавтов» в Екатеринбурге, «Гагаринская» в Новосибирске и унылейшего вида «Байконур» в Алма-Ате), возможно самый удачный.
47.
На стенах панно-портреты людей, связанных с космосом, от Терешковой до хана-астронома Улугбека, которого я называл про себя Космодед. Блюдо со звёздами же я использовал как ориентир — выходить мне надо было с той стороны, где его нет.
48.
На следующей «Узбекистанской» мне как-то стабильно не везло — то поезд встанет на противоположном пути, то кадр нерезкий выйдет, а сойти да осмотреть её отдельно как-то не задалось.
48а.
За ней следует великолепная «Алишер Навои», которую я уже показал на кадрах №27-31, а дальше ещё две станции третьей (1989) очереди — «Гафура Гуляма» (опять же в честь писателя) с очередной порцией отличных майолик:
49.
Причём не только на станции, но и в её наземном вестибюле:
50.
И эффектная «Чорсу» у одноимённого великого базара:
51.
Между прочим, едва ли не единственная в Ташметро станция с наземным вестибюлем:
52а. 2016
Почти конструктивистское здание которого стоит в окружении базаров:
52.
И ещё две станции слагают четвёртую очередь, открывшуюся в 1991 году. «Тинчлик» («Мир») примечательна смотровой площадкой — из вестибюля через стекло открывается вид на станционный зал:
53.
По бокам станции — бессмысленного вида барельефы:
54.
Распространяющиеся и в вестибюли:
54а.
Конечная станция синей линии «Беруни», названная в честь великого хорезмского учёного 10-11 веков — линия этим концом действительно кажет на Хорезм. Вот так вот выглядит самый запретный и тёмный постсоветский метрополитен. На мой взгляд, он мог бы стать полноценной достопримечательностью Ташкента.
55.
В следующих трёх частях — о Ново-Городской части Ташкента, и начнём с центральных площадей, безнадёжно изменившихся за последние годы.
Оглавления и обзоры.
Весна Туркестана.
Первое узбекское хождение.
Второе узбекское хождение.
Узбекистан в общем
Узбекский глоссарий. Теория.
Узбекский глоссарий. Практика.
Жизнь в махаллях.
Железные дороги Узбекистана.
Люди и реалии.
Ташкент-2015.
Общее о городе.
Прогулка вдоль каналов.
Ташкентский метрополитен.
Ново-Городская часть. Центральные площади.
Ново-Городская часть. Разное.
Ново-Городская часть. Северный вокзал и окрестности.
Старо-Городская часть. Чорсу и окрестности.
Старо-Городская часть. Разное.
Корейцы и окраины.
Центры ближайших областей
Гулистан.
Джизак и Тамерлановы ворота.
По ссылкам ниже — другие мои обзоры метрополитенов.

Метро Ташкента: карта, фото, описание

На вопрос о том, какой метрополитен можно назвать самым красивым в мире, некоторые путешественники сразу ответят: «Метро Ташкента». Хрусталь и мрамор, изящные узоры в восточном стиле, блеск и размах — все это отличительные черты дизайна многих станций метрополитена столицы Узбекистана.

В то же время это метро, как ни удивительно, является не самым востребованным видом городского транспорта. Причина в том, что оно находится достаточно далеко от некоторых спальных районов города; для туриста этот фактор чаще всего никакого значения не имеет, так как сфера его интересов лежит, как правило, в центральной части города. Таким образом, если вы решите посетить столицу Узбекистана, ее метрополитен поможет вам увидеть многие городские достопримечательности.

Какие еще отличительные черты есть у ташкентской подземки? Построенное в сейсмически активной зоне и рассчитанное на девятибалльные подземные толчки, это метро имеет развитую систему безопасности. Появившееся в 70-е годы XX столетия, оно стало первым метрополитеном, построенным в Центральной Азии. Его годовой пассажиропоток — чуть больше шестидесяти миллионов человек, а дневной — сто шестьдесят восемь тысяч. Более подробную информацию об этой транспортной системе вы найдете в следующих разделах текста.

Линии метро

В ташкентском метрополитене отсутствуют станции глубокого заложения. Нет также в этой транспортной системе ни одной наземной станции. Большая часть линий строилась закрытым способом.

В настоящее время в метрополитене действуют три ветки. На них расположено двадцать девять станций. Суммарная длина путей — чуть больше тридцати шести километров. Есть несколько метромостов, проходящих над каналами.

Первая ветка, самая старая, была построена в 70-е годы XX века. На схемах она обозначается красным цветом. Ее длина — пятнадцать с половиной километров. На ней расположено двенадцать станций. Время проезда по этой ветке составляет двадцать три минуты.

Вторая ветка, построенная в 80-е годы и обозначаемая на схемах синим цветом, немного короче: ее длина — около четырнадцати километров. На ней — одиннадцать станций. Время проезда по ней — двадцать одна минута.

Третья ветка была построена в начале 2000-х годов. Ее цвет на схеме — зеленый. Ее протяженность — около шести с половиной километров. На ней находится шесть станций. Всю эту линию можно проехать примерно за десять минут. Ее ежедневный пассажирооборот, когда-то достигавший четырехсот пятидесяти тысяч человек, в настоящее время снизился до ста пятидесяти тысяч. Причина — удаленность ветки от наиболее густонаселенных районов столицы Узбекистана.

На Красной и Синей ветках используются четырехвагонные составы. На Зеленой ветке поезда состоят из трех вагонов.

История

Строительство метро было начато в конце 60-х годов. Открытие его состоялось в 70-е годы, причем во второй их половине. Длина первой открытой линии составляла примерно двенадцать километров, на ней было расположено девять станций.

Новая транспортная система строилась с учетом возможных землетрясений. Метрополитен, по официальным утверждениям, может выдержать сейсмические толчки силой девять баллов (по шкале Рихтера). Поскольку с тех пор не происходило столь сильных землетрясений, это утверждение до сих пор не было подтверждено. Впрочем, более слабые подземные толчки метро успешно выдерживало много раз. Его работа еще ни разу не прерывалась. В метрополитене установлена специальная эвакуационная система, которая в случае землетрясения должна помочь пассажирам быстро покинуть подземку.

Нужно отметить, что строительные работы велись в сложных условиях. Туннели прокладывались в грунте, имеющем достаточно необычную специфику: проходческие щиты много раз проваливались ниже необходимого уровня. Приходилось возвращать их на нужную траекторию, что требовало много времени и сильно снижало темпы работ.

В настоящее время метрополитен является важным, но все-таки недостаточно загруженным видом городского транспорта. Как уже упоминалось выше, ветки не были доведены до наиболее густонаселенных районов города. В результате горожане, живущие в этих районах, предпочитают наземные виды транспорта.

Несколько лет в назад в метрополитене начали установку металлодетекторов, однако позже их демонтировали (по ряду причин).

Планируется строительство примерно двадцати новых станций. Скоро появятся четвертая ветка и Кольцевая линия (их уже начали строить). Четвертая ветка ташкентского метро будет надземной, ее протяженность составит чуть более семи километров.

Особенности

В метрополитене столицы Узбекистана лишь сравнительно недавно была разрешена фотосъемка. Также до недавнего времени существовал запрет на видеосъемку, но и он был отменен. Многие станции ташкентского метрополитена отличаются впечатляющим дизайном интерьеров, так что у туристов нередко возникает желание сфотографировать увиденное или снять на видеокамеру; раньше за это можно было подвергнуться строгому наказанию (им являлось задержание на несколько часов).

Некоторые туристы считают метро столицы Узбекистана самым красивым в мире. Другие сомневаются в этом, но все же утверждают, что это самый красивый метрополитен в Азии. Существует легенда о строителях метро: согласно ей, ленинградские и московские метростроевцы, приглашенные в Ташкент для проектирования и строительства новой транспортной системы, решили устроить соревнование друг с другом. Результатом этого соревнования стал потрясающий дизайн станций. Имеет ли легенда что-либо общее с реальной историей оформления метро — трудно сказать, но, так или иначе, дизайн интерьеров станций неизменно приводит туристов в восторг.

Еще одной особенностью ташкентского метро является то, что объявления станций звучат в нем только на узбекском языке. Впрочем, если вы знаете название нужной вам станции, то можете очень легко сориентироваться даже без знания этого языка.

Официальный сайт: www.tashmetro.uz/ru

Метро Ташкента

Обновлено: 23.12.2018

Карта метро Ташкента (Узбекистан)

Ташкентский метрополитен является единственным в Средней Азии по состоянию на 2010 год. Находится в Узбекистане.

Строиться ташкентский метрополитен начал в 1968-1970 годах. Первая линия называлась Чиланзарской. Её длина составляла 12,2 км, и на ней располагалось 9. Свою работу первая линия ташкентского метрополитена начала в 1977 году.

Начал это строительство тоннельный отряд №2, который уже имел опыт строительства в Сибири. Для строительства метрополитена был специально создан филиал Метрогипротранса. За довольно короткие сроки была создана база для планируемого производства, организовалась работа по выпуску бетонных конструкций, так же производится стали чугунные тюбинги.

Ташкентское метро является полностью мелкого заложения, довольно большая часть тоннелей для перегонки поездов построена посредством щитовой проходки. Во время строительства метрополитена учитывался сейсмический характер региона. Сама конструкция может выдерживать землетрясение величиной до 9 баллов по шкале Рихтера). Хотя вряд ли такая катастрофа может случиться. Последнее землетрясение такой силы было замечено в 1966 году. Поэтому со времен создания ташкентского метрополитена его работа ни разу не была прервана или нарушена.

На настоящий момент в метрополитене работает три линии метро, на которых расположено 29 станций. Общая протяженность путей составляет 37,5 км. Планируется что в ближайшее время уровень пассажироперевозок возрастет в среднем в 1,4 раза. По статистическим данным ежедневно около 74 миллионов граждан Ташкента пользуются метрополитеном.

Третья линия начала свою работу в 2001 году и имеет протяженность 6 км. На ней расположено 6 подземных станций. Только третьей линей пользуются около 60 тысяч пассажиров.

В планы на будущее входит продление Чиланзарской линии и её соединение с Сергелийской линией.

Метрополитен Ташкента использует подвижные составы типа 81-717/714, так же появились и более новые модели : 81-718 и 81-719. В метрополитене действуют два электродепо: ТЧ-1 Чиланзар и ТЧ-2 Узбекистан. Около этих депо имеется железная дорога. Так же планируется открытие четвертой линии метрополитена, где по плану будет находится 6 станций. Протяженность этой линии будет составлять около 8 км.

Добавить комментарий

Закрыть меню