Город чандигарх в Индии

Строительство города. Архитектура Чандигарха

Но город решили возводить отнюдь не просто так. Его очень удачное расположение, стоящее прямо на пути в Тибет и Кашмир, создавало прекрасные перспективы для дальнейшего экономического роста и эволюции в главный торговый и промышленный центр крайне важного района страны. Это же касалось и планов по заселению города. В частности планировалось, что после сдачи первой очереди строительства город будут населять 150 тысяч человек, а уже на следующем этапе экономического развития города предполагалось население в более чем 500 тысяч граждан.

Местом строительства для города послужило прекрасное живописное место близ Гималай, в успешной сельскохозяйственной долине меж двух рек. Природную красоту ландшафта было решено дополнить и строители организовали плотину, благодаря которой образовался резервуар для воды, именуемый не иначе как озером.

Первый пилотный проект города разрабатывался поляком Новицким и американским архитектором Мейером. Однако трагическая смерть польского зодчего внесла свои коррективы в архитектурную верхушку проекта и тяжесть возведения города перешла к маэстро Ле Корбюзье. Бок о бок с французом работал его двоюродный брат, частый его помощник и соратник, П.Жаннере, а также англичане и группа малоизвестных индийских архитекторов.

Легендарный француз привнес в проект основную мысль генерального плана города, его озеленения, здания Ассамблеи и Секретариата, а также иные правительственные здания.

Индивидуальные формы, новые решения

Как известно, Корбюзье был приверженцем рационализма в архитектуре. Именно поэтому внутренняя планировка города строго разграничивалась проектировщиками зонально по типу функциональности той или иной части. Административная часть города, включающая правительственный комплекс была помещена на возвышенность близ гор, рядом с озером. К ней должна была примыкать учебная зона, среди которой были и парковая часть, включающая в себя физкультурно-спортивную зону, а также досуговые центры. Зона заводов и промышленно-технических комплексов отделялась от предыдущей части так называемым «зеленым поясом». Эта леспопарковая часть была призвана максимально оградить население от вредных заводских выбросов.

Краеугольным камнем транспортной системы города стала безопасность. Она и легла в основу транспортных артерий Чандигарха. Такой подход включал в себя семь различных типов дорог. Прямоугольная система дорожных направлений буквально разделяла город на 30 маленьких районов, примерной площадью в 1 квадратный километр каждый. Предполагалось, что в каждом микрорайоне будет проживать от 5 тысяч человек.

Главный проспект города ведет к зданию правительства и разделяет город на две равновесные части. Несмотря на привычную идею торгового центра в каждой части квартале, как это предлагалось в проекте поляка Новицкого, Корбюзье отказался от этого у угоду национальным индийским торговым рядам. Для этого были созданы озелененные пространства, которые и помогли воссоздать «базарные улицы».

Архитекторы хотели учесть не только общие нужды населения, но и его национально стилистические особенности. Поэтому они старались придать каждом кварталу и микрорайону свой неповторимый шарм и стиль. Каждый квартал имеет свою собственную планировку, а также индивидуальные формы архитектуры. В этом плане особенно показательны микрорайоны, которые были спроектированы многолетним напарником Корбюзье Пьером Жаннере. У него рациональность использования каждого квартала буквально доведена до крайности, как в социальном плане, так и с чисто визуальной стороны. Каждый участок обладает неповторимой индивидуальностью и эксклюзивной интимностью, однако все это не отменяет общей интегрированности граждан в жизнедеятельность всего квартала.

Однако, несмотря на всю эту идиллию, кое-что все таки оставалось неизменным: чиновники пожелали поместить собственные поместья в центре города, включающие в себя огромные особняки с террасами. Что характерно, чем крупнее был чиновник, тем центральней была его вилла. Этакий социальный ранжир в условиях новой Индии. Конечно, Корбюзье пытался противодействовать этому, но вопрос был поставлен ребром: или такой проект или вы. Мэтр пошел на уступки во спасение уже возведенных и еще только запланированных грандиозных построек.

Но такой ранжир касался не только чиновников и прочей элиты молодой независимой Индии. Строительство Чандигарха предполагало наличие самых разных уровней домов, которые бы соответствовали различному статусу различных групп людей. Всего такие категорий было 16.

К самой низшей относились одноэтажные простые дома со смежными задними двориками с хозяйственной постройкой на территории. Внутренне эти дома имели две совсем маленькие комнатки и кухню, включая санузел, конечно.

Дома же, максимально приближенные к уровню домов для правительства представляли собой огромные двухэтажные особняки, с большим двором и садом.

Сочетание традиций Индии и архитектуры запада. Архитектура Чандигарха

Большие проблемы приносил климат. Зимой дни были солнечными и теплыми, а вот ночи выдавались действительно холодными. Лето же привносило просто испепеляющую жару, а дожди в июле и августе были настолько сильны, что временами казалось, что строительную технику просто смоет куда подальше. Ну и конечно пыль. Много пыли. Ветер в любое время года и суток поднимал огромные клубы песочной пыли, от которой было не скрыться.

Но опыт проектировщиков помог им приспособить здания к летнему зною благодаря традициям, свойственным такому климату: замкнутые дворы, плоская крыша и специальные решетки джали, которые закрывали стекла, создавая при этом благоприятную тень.

А вот новой волной в архитектуре здесь стали солнцерезы — специальные выступы на стенах, расположенные под таким углом, чтобы сохранять максимально комфортную температуру внутри здания. Комбинация нового и старого и стали основным мотивом в архитектуре и декоре города, образуя при этом особую пластику фасадов.

Поскольку финансовое положение Индии в тот момент не позволяло использовать железобетон повсеместно, строителям приходилось искать наиболее подходящие и компромиссные материалы. Основным материалом стал обожженный кирпич. Он был дешев, экономичен и позволял экономить цемент. Цемент шел на строительство домов для правительственной верхушки. Туда же шел и весь железобетон.

Нельзя не упомянуть про заслугу индийской группы архитекторов, которая занималась возведением школьных зданий. Здесь использован метод ложной арки, созданный благодаря методу напуска кирпича. Из простых булыжников и гальки были сооружены школьные классы на открытом воздухе. Буквально под открытым небом. Тень от элипсоидных стен отлично спасала от солнечного зноя обучающихся школьников. Просто потрясающая изворотливость.

Праздничный колорит гостиницы для депутатов, спроектированной Пьером Жаннере выдает в себе пристрастие автора к абстракционизму.

Едва ли не самым оригинальным современным сооружением в Индии является Ганди-Бхаван. Это здание, говоря по-народному «имеющее три крыла», выстроенное из белого камня напоминает уносящуюся ввысь птицу. Динамика винтообразной объемно-пространственной композиции представлена в качестве попытки реализовать через архитектуру образ Махатмы Ганди: за пластичными наружными стенами прячется сложный и запутанный лабиринт, покрытый художественными росписями.

Что ж, подводя итог можно сказать, что вся эта казалось бы социальная утопия, которую планировали выстроить архитекторы и градостроители можно сказать удалась. Сейчас Чандигарх это безусловный культурный и торговый центр всего региона. Количество постоянно проживающего населения теперь составляет более миллиона человек, среди которых более 70% грамотны, что для Индии абсолютно фантастический показатель. И сейчас с уверенностью можно сказать, что сейчас Чандигарх один из самых удобных и красивых городов в Индии. Всего этого он достиг в первую очередь благодаря тем, кто с душой и умением подошел к строительству города.

Вокруг Дели: Чандигарх

Чандигарх – необычный город для Индии. В нем нет исторических достопримечательностей. Город славится своей архитектурой, очень похожей на советскую, хотя планированием и строительством занимался французский архитектор Шарль-Эдуар Ле Корбюзье. Чандигарх необычно чистый для Индии. Сюда стоит ехать, если вы устали от шумного хаотичного Дели, или для того, чтобы убедиться в том, что Индия бывает разной.

Чтобы увидеть достопримечательности на карте google map, нажимайте на ссылки в тексте внизу

История
Географически и исторически Чандигарх относится к Пенджабу. Территории вокруг озера Сухна были заболочены и малонаселенны. Впрочем, археологические раскопки показали, что стоянки первобытных людей здесь появились около 8 тысяч лет назад. Предполагают, что в районе Чандигарха селились представители древнейшей Индской цивилизации. Во всяком случае, найдены некоторые предметы, изготовленные ими. Позже на их место пришла пенджабская народность пвади.
Настоящая история Чандигарха началась после окончания эры колониального господства. В 1947 году Британская Индия была разделена на собственно Индию и Пакистан. Западная часть Пенджаба вместе с традиционной столицей Лахором оказалась в составе Пакистана. Поэтому индийские власти задумались над строительством новой столицы восточного Пенджаба.
Джавахарлал Неру мечтал о возведении современного города-мечты. Эта работа была первоначально поручена американскому архитектору, выпускнику Массачусетского университета Альберту Майеру (интересная деталь – его бабушка была родом из белорусского Бегомля). Название было дано в честь местной богини Чанди, считающейся воплощением индуистской Парвати. Майер разработал план, согласно которому новый город должен был напоминать по форме пчелиные соты. При этом выгодно использовались особенности местности, а также сохранялись зеленые зоны.
В 1950 г. в авиакатастрофе погиб Матей Новицкий, архитектор польского происхождения, служивший главным помощником Альберта Майера. После этого главная роль в планировании и строительстве была передана более известному Шарлю-Эдуару Ле Корбюзье. Тот несколько переработал план Майера, самостоятельно спроектировал административные и университетское здания, добавил скульптуры и прочие интересности. Надо отметить, что Ле Корбюзье считался новатором, сторонником экономии пространства. Он одним из первых стал широко применять блочную застройку с маленькими помещениями, низкими потолками и садами на крыше, вместо нормальных парков. В результате, получилось некое подобие архитектуры поздней хрущевской эпохи и фантастических планов соварта довоенного периода.
К 1966 году основные работы были закончены. Индийское правительство вложило в Чандигарх огромные средства своей небогатой страны. Но город так и не стал столицей. В 1966 году часть земель Пенджаба отошла к новому штату Харьяна. Чандигарх был объявлен территорией союзного подчинения. В нем действительно работают некоторые административные конторы Пенджаба и Харьяны, однако ни к первому, ни ко второму штату город не относится.

Фото заимствовано у фонда wikimedia

Климат
Чандигарх граничит с горными районами. Зимой здесь бывает прохладно. Средняя температура иногда опускается до 7 градусов по Цельсию. В мае-июне жарко, но более терпимо, чем в Дели. Июль и август – самые дождливые месяцы.

Транспорт
Со станции Нью-Дели в Чандигарх отправляется около 6 поездов в день, в том числе специальные экспресс-поезда. Автобусы из делийского вокзала ISBT Kashmiri Gate идут часто. При этом, автобусы разные – обычные большие и быстрые микроавтобусы. В Чандигархе они останавливаются на автобусной станции в секторе 43.
Время в пути – около 4 часов, но чаще – больше. Если очень спешите, то из местного аэропорта (DIAL) в Дели в Чандигарх ежедневно летает несколько самолетов.
Внутри города общественный автобусный транспорт весьма эффективен. На обратной стороне билета рисуют карту маршрута. Что приятно, моторикши не особо склонны к придумыванию высоких цен и охотно включают счетчик. Около основных достопримечательностей есть велорикши.

Жилье
Хорошее бюджетное жилье существует, но оно разбросано по городу, иногда расположено в отдаленных секторах. Жилье около автовокзала, железнодорожной станции и университета следует бронировать заранее.
Поиск бюджетного жилья: goibibo или oyorooms

Достопримечательности

Архитектура Ле Корбюзье
Чандигарх удобно разделен на сектора, каждый со своим номером.
В секторе 17 — главная коммерческая часть, самые высокие цены и самая дорогая недвижимость.
Столичный комплекс (обслуживает как Пенджаб, так и Харьяну) с самыми интересными зданиями и скульптурами расположен в секторах 1 и 3.
В секторе 12 можно полюбоваться на здания научных и образовательных учреждений, здесь тоже есть интересные архитектурные решения.
В секторе 10 расположен госудапрственный музей и арт-галерея.

Озеро Сухна
Озеро Сухна в восточной части города в некотором смысле является главной природной достопримечательностью. Вода в нем грязная, купаться нельзя, зато есть лодки и другие плавсредства для прогулок. Южная часть озера занята гольфклубом и парком. На другой стороне растет лес, имеющий заповедный статус. На северном берегу – парк камней. Любопытно, что он был основан простым железнодорожным рабочим Неком Чандом. Симпатичное место, где можно пофотографировать.

Добавить комментарий

Закрыть меню