Город ронда Испания

Что такое рондо. Рондо

Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами
A — B — A — C — A — … — A
Неизменная главная тема — рефрен— подобна припеву, побочные темы — эпизоды — по смыслу являются запевами. Число эпизодов может быть от двух и более (на что указывают точки в схеме). Рондо — форма старинная. Она происходит от хороводных песен с припевом, который повторялся без изменения, а в запеве обновлялись только стихи, но не мелодия (A B A B1 A B2 A… A). В профессиональной музыке — это одна из самых распространенных форм. В средневековой Франции трубадуры и труверы сочиняли в форме рондо и стихи, и музыку. Средневековые музыкально-поэтические рондо имеют особое строение, не совпадающее с приведенной выше общей схемой, но и оно основано на возвращении рефрена. Сочинялись они как одноголосные или трехголосные композиции и исполнялись с сопровождением инструментов.

С XVII в. рондо (со схемой ABAC A… A) получает большое распространение в оперной, балетной, инструментальной музыке. По-видимому, первый образец рондо в опере встречается в прологе оперы «Орфей» К- Монтеверди, который построен на чередовании оркестрового отыгрыша (ритурнеля) и пения Музы, т. е. на чередовании инструментального рефрена с несколькими вокальными эпизодами. Французские композиторы Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. К. Дакен писали в форме рондо небольшие пьесы для клавесина с программными заголовками («Жнецы» Куперена, «Венецианка» Рамо, «Кукушка» Дакена). Этим пьесам свойственны тонкая звукоизобразительность, изящество, грациозность, танцевальные ритмы. Рефрен и эпизоды миниатюрны, их число колеблется от 5 до 17 и более. По характеру эпизоды близки рефрену и скорее дополняют, оттеняют его, чем контрастируют.
В произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена рондо — типичная форма финалов сонатно-симфонических циклов, лишь изредка — самостоятельная пьеса. В финалах характер музыки обычно песенно-танцеваль-ный, с оттенком юмора. Но встречаются у них и произведения лирического, углубленного содержания (рондо ля минор для фортепьяно Моцарта). Новым в рондо венских классиков были подчеркнутый контраст между рефреном и эпизодами, строгое ограничение пятью широко развитыми частями.
Рондо в творчестве композиторов последующих поколений отличается большой свободой: в нем возрождается многочастность, рефрен при возвращении может изменяться, богатство образных контрастов граничит с калейдоско-пичностью («Венский карнавал» Р. Шумана). В форме рондо пишутся отдельные пьесы, части сонатно-симфонического цикла или сюиты, романсы («Спящая княжна» А. П. Бородина), оперные арии, (рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки), оперные сцены (сцена музицирования из оперы С. С. Прокофьева «Дуэнья»), эпизоды балетной музыки (четвертая картина в балете И. Ф. Стравинского «Петрушка»).
Принцип рондо даёт множество возможностей. Прежде всего, это чрезвычайная ясность и стройность структуры, её законченность и устойчивость за счёт повторения рефрена. При этом рондо имеет замечательные возможности для контрастов разного рода (между рефреном и эпизодами). Кроме того, важной является возможность насытить всю конструкцию развитием, хотя при этом к принципу рондо добавляется какой-то иной принцип формообразования, который отчасти подавляет первый. Форма рондо замечательно сочетает в себе единство и динамизм.

Принцип рондо включает множество форм различной протяжённости и конструкции. Кроме самостоятельных пьес или частей циклов, принцип рондо часто проникает в другие формы (например, рондо-соната). По принципу рондо может быть написана целая оперная сцена (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки — хоровые фрагменты образуют подобие рефрена).
Рондо-соната — музыкальная форма класса стабильных смешанных форм, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.
Форме рондо родственна старинная концертная форма (своим принципом многократного проведения темы и чередования её с иным материалом). Однако она не является разновидностью рондо в силу масштаба изменений, которым подвергается главная тема, и разработочности, нехарактерной для рондо.
Рондо, в современных понятиях, отличается очень разнообразным применением. Оно может использоваться более традиционно (финал цикла), или более свободно — например, самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Шопена — как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), самостоятельная вокальная пьеса (Бородин. «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» Глинки).
Меняется и образное содержание рондо. Теперь это может быть экстатическая музыка («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» Стравинского), драматическая и трагическая (Танеев. Романс «Менуэт»). Хотя сохраняется и традиционная лирическая сфера (Равель. «Павана»).
Исчезает классическая унификация формы, сильно возрастает её индивидуализация. Две одинаковых конструкции — редкость. Рондо может иметь любое количество частей не меньше пяти. Рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков), нередко нарушение регулярности следования частей (2 эпизода подряд).
Такой тип рондо смыкается с другими формами, в частности, с контрастно-составной (это выражается в усилении контраста между разделами) или сюитной (формально сюита «Картинки с выставки» Мусоргского — рондо).

Ронда

Город
Ронда
Ronda
Флаг Герб
36°44′ с. ш. 5°10′ з. д.HGЯOL
Страна Испания Испания
Автономное сообщество Андалусия
Провинция Малага
Район Серрания-де-Ронда
Мэр Мария де ла Пас Фернандес Лобато
История и география
Площадь 481 км²
Высота 723 м
Часовой пояс UTC+1, летом UTC+2
Население
Население 36698 человек (2012)
Катойконим Rondeño/a
Цифровые идентификаторы
Телефонный код (+34) 95287
Почтовые индексы 29400
Автомобильный код MA
ronda.es (исп.)
Ронда
Аудио, фото и видео на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Ронда (значения).

Рóнда (исп. Ronda) — город и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Малага, в составе автономного сообщества Андалусия. Муниципалитет находится в составе района (комарки) Серрания-де-Ронда. Занимает площадь 481 км². Население — 36698 человек (на 2012 год). Расстояние до Малаги, административного центра провинции, составляет 113 км. Город расположен на высоте в 723 м над уровнем моря в горах в 50 км к северу от Марбельи и Коста-дель-Соль.

К концу XX века живописная Ронда, один из наиболее крупных «белых городков» Андалусии, превратилась в популярный туристический центр.

История

До нашей эры Ронда была известна под названием Арунда, которое ей дали кельты-бастулы. По утверждениям Плиния, кельты, живущие в кельтской Батурии, дошли до нынешних гор Серрания-де-Ронда, а согласно Эфору кельты господствовали в этих краях вместе с иберийскими народами, которые, в конце концов, были порабощены и ассимилированы кельтами.

С финикийцами у Ронды не было широких коммерческих связей, так как последние, не дойдя до Арунды, натолкнулись на иберийское поселение Асипино, где и обосновались, внеся свою лепту в архитектуру города.

Греки начинают морские походы в сторону западного Средиземноморья, вступая в соперничество с финикийцами, но ни в коем случае не касаясь пунических владений в зоне пролива. Они пытаются обнаружить устье реки Тахо, выше по течению которой находятся Рунда и Арунда.

Во время господства Карфагена местное население этого края в течение трёх веков обеспечивало продуктами питания карфагенские войска в их войнах с греками и римлянами.

В 197 г. римляне на завоёванном Иберийском полуострове формируют административно-политическую систему. Ронда была одним из 29 городов провинции Бетика, пользовавшихся древним Латинским правом. Город стал крупным центром и даже получил право чеканки собственной монеты. Жители Ронды имели равные права с гражданами Великого Рима.

После вторжения свевов, вандалов, аланов и позже вестготов Арунда была полностью разграблена и разрушена (V в.).

В 711 г. мавры начинают захват Иберийского полуострова. Сын одного из мавританских военачальников Мусы Абн аль-Азиза завоёвывает Ронду и замок Лаурель в 713 г. Сразу после этого был отдан приказ построить на развалинах новый город под названием Изна-Ранд-Онда. Вскоре тот превратился в центр связи между Кордовским эмиратом и африканскими территориями.

Начиная с крупных побед христиан (1233 г. — завоёвана Убеда, 1236 г. — Кордова, 1236 г. — Севилья), утверждается Реконкиста на андалузской земле. Однако Ронда была отвоёвана кастильскими королями лишь в 1485 году.

XVI и XVII вв. были решающими для становления современной Ронды. Главную часть города, Мадинат, начнут называть «городом»; Баррио-Альто (Верхний квартал) станет называться Баррио Эспириту Санто (святого духа), а нижний квартал Баррио-Бахо — Баррио Сан-Мигель. Появятся новые кварталы — Меркадильо и Сан-Франциско.

Процветание торговли и значительный рост населения в XVIII в. позволят создать строения, ставшими символами города: Пласа-де-Торос (арена для боя быков), Пуэнте-Нуэво (Новый мост), Пуэрта Фелипе V (Ворота им. Фелипе V).

Социальное и урбанистическое развитие города понесло значительные потери с приходом французских войск 10 февраля 1810 г., которыми командовал Жозеф Бонапарт. Отступая, они разрушили многие оборонительные сооружения, как, например, крепость Алькасар, а также мельницы, маслобойни, уничтожили собранный урожай.

В социально-экономическом отношении XX в. был начат открытием железной дороги (1891 г.), планированием новых автотрасс и завершением строительства многих просёлочных дорог. 4 марта 1909 г. в Ронду приезжал король Альфонсо XIII, в том же месяце открылся театр «Эспинель». В городе была построена современная система водоснабжения питьевой водой и открывается новое кладбище. В феврале того же года была основана «Сберегательная касса Ронды», ставшая первым учреждением подобного типа в Андалусии.

В 1919 г. в Ронде были разработаны основы, а позднее и приняты герб Андалусии и её бело-зелёный флаг.

Добавить комментарий

Закрыть меню