Города энергетического машиностроения

Общее понятие отрасли машиностроения России

Машиностроение — одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии Российской Федерации. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов — орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно — технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

На долю машиностроения приходится около 1/5 объемов производства товарной продукции промышленности России, более 1/4 стоимости основных промышленно-производственных фондов. Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обуславливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение отдельных видов продукции.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относят: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническую промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроительную и инструментальную промышленность; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Машиностроение занимает важное место в экономике крупных экономических районов.

Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса РФ. Выпуская орудия труда для различных отраслей народного хозяйства, он реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивая комплексную модернизацию и автоматизацию производства.

Количественный рост машиностроительного комплекса сопровождался значительными качественными сдвигами, особенно в структуре и территориальной организации производства. Борисов, В., Балагурова, Е. Машиностроительный комплекс: посткризисное развитие. // Экономист, 2001. — №12. — с. 30-35

Машиностроительному комплексу принадлежит ключевая роль в осуществлении научно-технической революции. Массовое изготовление техники новых поколений, способной дать многократное повышение производительности труда, открыть путь к автоматизации всех стадий производства.

Среди отраслей машиностроения, как уже отмечалось ранее, выделяют тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение. Рассмотрим продукцию, которую они выпускают.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горношахтного, крупноэнергетического, подъемнотранспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Тяжелое машиностроение ориентируется на сырьевую базу и районы потребления. Например, производство металлургического и горношахтного оборудования размещается, как правило, вблизи мталлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Так, центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале («Уралмаш» в Екатеринбурге), в Сибири («Сибтяжмаш» в Красноярске).

Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли наряду с узкоспециализированными заводами действуют и универсальные, выпускающие разные виды продукции.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение, представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно размещается в основном в крупных центрах развитого машиностроения, где работают высококвалифицированные кадры.

Энергетическое машиностроение также производит: реакторы для атомных электростанций, мощные дизели для судов, дизели для тепловозов и электростанций и т.д.

Российское энергетическое машиностроение является одной из наиболее благополучных отраслей отечественного машиностроения, что подтверждается отсутствием спада производства уже в 1996-1997 гг. на ведущих предприятиях — производителях энергетического оборудования, а также стабильной прибыльностью. Орлов, В.П. Сырьевая база машиностроения в условиях глобализации экономики. // Экономист, 2002. — №2.- с.28

Оценивая современное состояние отечественного энергетического машиностроения, а в первую очередь следует отметить изменение статуса российских производителей на отечественном рынке по сравнению с началом 90-х гг. В то время большинство предприятий отрасли находилось в кризисном состоянии, что создало транснациональным компаниям, выпускающим энергооборудование благоприятные условия для закрепления на рынке России. Такие мировые гиганты, как Siemens, ABB, General Electric практически полностью захватили рынок энергетического оборудования, поставляя свою продукцию для строительства новых и реконструкции существующих ТЭЦ, ГЭС, АЭС. В подобных условиях российскому энергетическому машиностроению отводилась роль вспомогательного производства. Среди основных причин такой ситуации можно назвать отсутствие у предприятий достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации технологического оборудования, а также разрыв традиционных связей с партнерами.

В последние годы наблюдается перелом ситуации в пользу отечественных предприятий. Активность западных производителей энергооборудования в России снижается в результате роста конкурентоспособности отечественных предприятий, и такие западные концерны, как Siemens, ABB, уже рассматривают российские компании в качестве партнеров и инвестируют в их развитие значительные средства.

Главную роль в оздоровлении ситуации в отрасли сыграло объединение в середине 90-х гг. ведущих производителей энергооборудования в единую организационную структуру — финансово-промышленную группу «Энергомашкорпорация». (ЭМК), которая сегодня полностью контролирует отечественное энергомашиностроение и борется за получение заказов не только на территории России и стран СНГ, но и на мировом рынке. В результате у предприятий, обедненных в ЭМК стабильными технологическими связями, появились возможности для получения крупных комплексных заказов на энергетическое оборудование как со стороны отечественных, так и зарубежных заказчиков. Кроме того, участие инвестиционных программ, финансируемых ЭМК, позволяет компаниям — участникам модернизировать производственное оборудование, что существенно расширяет их экспортный потенциал увеличивая шансы на победу в международных тендерах на поставку энергооборудования. Функционирование в рамках ФПГ также позволяет получать более выгодные условия, что особенно важно при конкуренции с мощными европейскими промышленными корпорациями.

Несмотря на определенные успехи, за последние 10 лет наша доля мирового рынка энергетического оборудования сократилась с 12% до 3-4%. Вернуться на ранее достигнутый уровень — вполне возможная задача.

Среди транспортного машиностроения можно выделить следующие подотрасли: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение отличается большой капиталоемкостью и трудоемкостью продукции. Сложная продукция требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы. Можно сделать вывод о том, что данная отрасль во многом зависит от трудовых и финансовых ресурсов. Лишь тяжелое машиностроение отличается меньшей трудоемкостью. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др. / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 472 с.

Говоря о машиностроительной отрасли, в частности о тяжелом, энергетическом и транспортном машиностроении, нельзя не сказать о ее значении для обеспечения безопасности и обороноспособности страны. И в первую очередь, это связано с тем, что эти отрасли создают конкурентоспособную военную продукцию, продукцию оборонного значения.

Добавить комментарий

Закрыть меню