Характеристика транспортной магистрали

Практические работы по географии 9 класс

Практические работы к курсу «География», 9 класс

Практические работы к курсу «География» 9 класса

Практическая работа №1

Обозначение на контурной карте границ, соседних государств и субъектов РФ

Цель работы: формирование умений работать с картой административно-территориального деления России

Ход работы

На контурной карте (стр. 1-2) отметить карандашами разного цвета:

Границу РФ

Республики и столицы

Автономные округа

Края и автономную область

Практическая работа №2

Определение по картам и статистическим материалам закономерностей в размещении населения и их объяснение

(Работа с к/к и письменный вывод)

Цель работы: формировать умении работать с картографическим материалом, сравнивать и делать выводы о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны

Ход работы

На контурной карте отметить

города – миллионеры и городские агломерации

желтым и синим цветом выделить районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

Сделать вывод о причинах неравномерного размещения населения по территории нашей страны

Практическая работа №3

Определение соотношения городского и сельского населения, естественного прироста населения Смоленской области

Цель работы: формирование умений работать с демографическими показателями и картой плотности населения, сравнивать и делать выводы.

Ход работы

Используя карты атласа, текст учебника и дополнительные материалы, сравните демографические показатели для России и Ивановской области. Данные занесите в таблицу

Показатели

Россия

Ивановская область

Численность населения (млн. чел.)

Площадь территории (тыс. кв. км.)

Плотность население (чел/ кв. км.)

Доля городского населения (%)

Доля сельского населения (%)

Естественный прирост

Сравните показатели, объясните причины различий

Практическая работа №4

Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа

Ход работы

Используя текст, карты и таблицы учебника, статистические материалы, заполните таблицу

Вид машиностроения

Отрасли

Центры

Трудоемкое

Металлоемкое

На контурной карте отметьте основные центры металлоемкого и трудоемкого машиностроения

Сделайте вывод о том, в какой части страны и почему сосредоточены эти виды машиностроения.

Практическая работа №5

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям

Ход работы

Используя текст учебника, карты атласа и статистический материал сравнить 2 угольных бассейна. Фактические данные занести в таблицу

Показатель

Печорский угольный бассейн

Канско-Ачинский угольный бассейн

Географическое положение

Способ добычи

Вид угля

Качество угля

Использование

Себестоимость угля

Какой бассейн наиболее перспективный и почему? Почему нельзя закрывать неперспективный бассейн?

Отметить на контурной карте основные районы добычи угля в России

Практическая работа №6

Составление характеристики нефтяной базы по картам и статистическим материалам

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям

Ход работы

Дать характеристику Западно — Сибирской нефтяной базы по плану:

Географическое положение, площадь бассейна

Глубина добычи

Доля в добыче нефти России

Основные месторождения

Использование в хозяйстве

Направления транспортировки

Проблемы и перспективы развития

Справочный материал к работе

Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн

Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км.Нефтегазоносность бассейна связана с отложениями юрского и мелового возраста. Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000-3000 метров.

Нефть Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием серы (до 1,1%), и парафина (менее 0,5%), содержание бензиновых фракций высокое (40- 60%), повышенное количество летучих веществ, поэтому она ценное сырьё для химической промышленности.

Сейчас на территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти.
Около 60% нынешнего объема нефтедобычи по-прежнему обеспечивает Югра.
В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных месторождений. Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой.

Практическая работа №7

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы по картам и статистическим показателям

Ход работы:

Используя текст учебника, карты атласа и статистический материал составить характеристику Уральской металлургической базы. Фактические данные занести в таблицу

План

Характеристика

Доля района в общероссийском производстве проката (%)

Основные месторождения руды (свое сырье, привозное)

Месторождения каменного угля (свое сырье, привозное)

Крупнейшие металлургические заводы

Проблемы металлургической базы

Сделать вывод о перспективах развития Уральской металлургической базы

Практическая работа №8

Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику производств цветных металлов по картам и статистическим показателям

Ход работы

Объясните факторы размещение производства меди в Медногорске и алюминия в Братске. Для этого заполните таблицу

План

Производство меди

Производство алюминия

К какой группе цветных металлов относится

К какой металлургической базе относится

Какие факторы размещения наиболее характерны

Отметьте на контурной карте основные районы производства цветных металлов в России

Сделайте вывод о том, чем производство цветных металлов отличается от производства черных металлов

Практическая работа №9

Определение по картам основ­ных районов выращивания зерновых и тех­нических куль­тур, главных районов живот­новодства

Цель работы: формирование умений составлять характеристику отраслей агропромышленного комплекса по картам и статистическим показателям

Ход работы

Используя текст учебника и карты атласа, статистические материалы выясните основные факторы и районы размещения основных отраслей растениеводства и животноводства в России. Фактический материал занесите в таблицу

Направления растениеводства и животноводства

Условия выращивания культур или факторы размещения животноводства

Районы размещения

На основе таблицы сделайте вывод об основных факторах размещения растениеводства и животноводства

Практическая работа №10

Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану

Цель работы: формирование умений составлять характеристику транспортной магистрали, используя различные источники информации

Ход работы

Дать характеристику транссибирской магистрали по плану:

Протяженность

Направление

Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условия на эффективность ее работы

Крупнейшие транспортные узлы магистрали

Состав и направление основные грузопотоков

Перспективы развития и пути повышения эффективности работы магистрали

На контурной карте показать направления грузопотоков и транспортные узлы

Практическая работа №11

Оценка ЭГП Северо-Западного района

Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умений составлять такие характеристики

Ход работы

Отметить на контурной карте состав экономического района

Оценить ЭГП Северо-Западного района России

Типовой план характеристики ЭГП района

Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное)

Экономическое окружение (соседние районы, соседние государства)

Положение относительно крупных топливно-энергетических и сырьевых баз страны

Положение по отношению к транспортным магистралям (железнодорожные, водные и т.д.)

Перечислите отрасли промышленности Санкт-Петербурга. Почему промышленные предприятия сосредоточены в припортовой части города и вдоль Невы?

Сделайте вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства Северо-Западного экономического района

Практическая работа №12

Составление сравнительной характеристики экономических районов

Цель работы: формирование умений сравнения экономических районов с использованием различных источников информации

Ход работы

1.Сравнить Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы, используя план, текст учебника и карты атласа.

План

ЭГП

Природные ресурсы

Население и трудовые ресурсы

Характеристика межотраслевых комплексов

Крупнейшие города

Перспективы развития

2.Сделать вывод о роли этих районов в развитии нашей страны

Практическая работа №13

Составление характеристики одного из ТПК Восточного макрорегиона

Цели работы: составить характеристику Норильского промышленного узла, оценив его географическое положение, природные условия и ресурсы, проблемы и структуру производств, систему промышленных центров; совершенствовать навык использования различных источников географической информации для поиска нужного материала; проверка навыка работы с контурной картой.

Ход работы

Используя карту атласа (страницы 44 – 45), определите географическое положение Норильска: широту и долготу, положение по отношению к Северному полярному кругу, транспортно-географическое положение, положение по отношению к Енисею, к ресурсным базам.

Посмотрите на карту учебника (рисунок 67 на странице 224). На ней показаны выбросы Норильского промышленного узла. Подумайте, почему зона этих выбросов тянется на восток, к реке Хатанге.

Подумайте, почему перед вскрытием Енисея убирают подальше от берега все портовые сооружения, краны, рельсовые пути, временные причалы.

Используя контурную карту Восточной Сибири, создайте схему Норильского промышленного узла. Для этого:

— в пунсонах городов Норильск, Дудинка, Усть-Порт, Талнах, Игарка обозначьте цветом промышленную специализацию;

— нанесите на схему природные ресурсы;

— соедините центры – покажите связи между Норильском, местами добычи руд, угля, газа (газопроводы), портами (железная дорога);

— линиями движения покажите, в каких направлениях по Енисею из портов Дудинка и Игарка направляются грузы, что и куда перевозят по Северному морскому пути;

— цветным пунктиром обозначьте главные зоны загрязнения территории района Норильским комбинатом и стрелкой укажите направление выбросов.

Дополнительная информация

Город Норильск был назван по реке Норилке, соединяющей озера Пясино и Ламское. Город расположен в 122 километрах к востоку от порта Дудинка (имеющего причалы как для морских судов, так и для речных). С этим портом он соединен самой северной в России железной дорогой. Город возник в связи с открытием в этом районе (1919 – 1922) никелевых и платиновых руд и строительством (с 1935 года) горно-металлургического комбината. И комбинат, и сам город были построены узниками сталинских лагерей (ГУЛАГа). В Норильском районе помимо крупнейших ресурсов комплексных медно-никелево-кобальтовых руд имеются крупнейшие в мире запасы платины, а также ресурсы золота, серебра, селена, теллура. В состав здешних руд входит большое количество серы, из-за чего при их переработке происходят значительные вредные выбросы.

На базе Норильской группы месторождений развивается самый северный в мире крупный территориально-промышленный комплекс. Его ядро составляет мощный горно-металлургический комбинат, включающий в себя несколько заводов и рудников. Крупнейшие рудники находятся неподалеку от Норильска, у города Талнаха. Месторождение углей – у города Каеркан и несколько поселков. К западу от Норильска разрабатывают месторождения газа (Мессояха и другие), которые соединены с городом газопроводом. Южнее, на реке Хантайке, построена ГЭС. Есть крупный порт по вывозу леса и лесоматериалов – Игарка, доступный до морских судов, есть порт Диксон – морские ворота енисейского Севера.

Наряду с преимущественно русским городским населением близ Норильска проживают ненцы. Есть здесь и поселения менее крупных народов. Они занимаются оленеводством. Значительное количество оленей забивают для снабжения мясом Норильского района.

Город Норильск построен на вечной мерзлоте с использованием бетонных свай, приподнимающих здания над поверхностью, что сохраняет грунт в мерзлом виде. Норильск хорошо спланирован, имеет несколько архитектурных ансамблей. В городе есть драматический театр, Дворец культуры и спорта.

По реке Енисею через порт Дудинка Норильск связан с краевым центром – Красноярском, куда отправляет часть своей продукции, в том числе концентраты платины и редких металлов, для переплавки на металлургическом заводе Красноярска.

Летом по Енисею осуществляется снабжение Норильского района (с юга) всем необходимым для его жизнедеятельности.

Дудинка – морской порт на Северном морском пути, по которому Норильск отправляет рудные концентраты и рядовой металл на переплавку в города Кольского полуострова – Мончегорск и Печенгу. Эти центры вместе с Норильским комбинатом объединены в концерн «Норильский никель», производящий 80% никеля, кобальта и значительную часть меди России. Этот комбинат – крупнейший в мире экспортер никеля.

В то же время Красноярский край занимает первое место среди республик и областей России по выбросу вредных веществ в атмосферу. Из них 80% приходится на Норильский комбинат. Помимо этого в Норильском районе значительно загрязнены воды, огромны бытовые отходы.

Эти проблемы загрязнения сказываются на экологии полуострова Таймыр: 13 миллионов гектаров земель охотничье-промыслового значения и оленьих пастбищ там настолько загрязнены, что выведены из хозяйственного оборота. Неочищенные стоки вод подрывают рыбохозяйственное значение его рек.

Практическая работа №14

Определение по картам плотности и особенностей размещения населения Смоленской области

Цель работы: формировать умение объяснять основные демографические процессы, происходящие на территории нашей области

Ход работы

Определите среднюю плотность населения Смоленской области, используя атлас Ивановской области

Определите районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения

Сделайте вывод о причинах высокой и низкой плотности населения в отдельных районах Смоленской области

Транссибирская магистраль

транссибирская магистраль, транссибирская магистраль характеристика
Транссибирская железнодорожная магистраль (Трансси́б), Великий Сибирский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (северный ход) с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Длина магистрали 9298,2 км — это самая длинная железная дорога в мире. Высшая точка пути — Яблоновый перевал (1019 м над уровнем моря). В 2002 году завершена её полная электрификация.

Исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали, от Миасса (Южный Урал, Челябинская область) до Владивостока. Её длина — около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен с 1891 по 1916 годы.

Днём рождения магистрали считается 30 марта (11 апреля) 1891 года, когда был издан императорский указ о закладке «Великого сибирского пути».

Транссиб соединяет Европейскую часть, Урал, Сибирь и Дальний Восток России, а говоря у́же — российские западные, северные и южные порты, а также железнодорожные выходы в Европу (Санкт-Петербург, Мурманск, Новороссийск), с одной стороны, с тихоокеанскими портами и железнодорожными выходами в Азию (Владивосток, Находка, Забайкальск).

Начальный пункт: Москва, Ярославский вокзал. Конечный пункт: Владивосток. Пропускная способность: 100 млн тонн грузов в год. (Осенью 2010 года министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин заявил, что пропускные возможности Транссибирской магистрали полностью исчерпаны.)

Этапы строительства

Церемония закладки транссибирской магистрали. Строительство железных дорог в азиатской части Российской империи.

Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года в районе близ Владивостока (Куперовская падь). На церемонии закладки цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II собственноручно отвез тачку земли на полотно дороги. Фактически же строительство началось раньше, в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс — Челябинск. Согласно предварительным расчётам, стоимость строительства железной дороги должна была составить 350 миллионов рублей золотом (в итоге израсходовано было в несколько раз больше).

Одним из руководителей строительства участка был инженер Николай Сергеевич Свиягин, в честь которого названа станция Свиягино.

Часть грузов для строительства магистрали была доставлена Северным морским путём, учёный-гидролог Н. В. Морозов провёл 22 парохода из Мурманска к устью Енисея.

Движение поездов по Транссибу началось 21 октября (3 ноября) 1901 года, после того как было уложено «золотое звено» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги.

Регулярное сообщение между столицей империи — Санкт-Петербургом и тихоокеанскими портами России — Владивостоком и Порт-Артуром по железной дороге было установлено в июле 1903 года, когда Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию, была принята в постоянную («правильную») эксплуатацию. Дата 1 (14) июля 1903 года ознаменовала собой также ввод Великого Сибирского Пути в строй на всём его протяжении, хотя через Байкал приходилось переправлять поезда на специальном пароме.

Непрерывный рельсовый путь между Санкт-Петербургом и Владивостоком появился после начала рабочего движения по Кругобайкальской железной дороге 18 сентября (1 октября) 1904 года; а спустя год, 16 (29) октября 1905 года, Кругобайкальская дорога, как отрезок Великого Сибирского Пути, была принята в постоянную эксплуатацию; и регулярные пассажирские поезда впервые в истории получили возможность следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).

После окончания Русско-японской войны 1904—1905 годов возникла угроза потери Маньчжурии и контроля над Китайско-Восточной железной дорогой, а значит и над восточной частью Транссиба. Необходимо было продолжить строительство так, чтобы магистраль проходила только по территории Российской империи.

Конец строительства на территории Российской империи: 5 (18) октября 1916 года, с пуском Хабаровского моста через Амур.

Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1916 год составила до 1,5 миллиарда рублей. По утверждению В. И. Ленина, дорога была великой «… не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих …».

В 1990—2000-х годах был проведён ряд мероприятий по увеличению пропускной способности Транссиба. В частности, был реконструирован железнодорожный мост через Амур у Хабаровска, когда была построена вторая колея моста, а знаменитый тоннель под Амуром стало возможным закрыть на реконструкцию. С 1990-х годов ведётся реконструкция Хинганских тоннелей.

  • Транссиб. Около станции Хилок. 1900 год.

  • Железнодорожный мост через Каму в Перми. 1910 год.

  • Строительство Транссиба

Тогда же были выведен из эксплуатации и заменён на новый знаменитый «Царский мост» в Красноярске.

В 2002 году завершена полная электрификация магистрали.

11 января 2008 года Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин—Гамбург.

Населённые пункты

Основные статьи: Список остановочных пунктов главного хода Транссибирской магистрали (Москва — Омск), Список остановочных пунктов Транссибирской магистрали (Омск — Иркутск), Список остановочных пунктов Транссибирской магистрали (Иркутск — Владивосток)

Ниже приводится основной маршрут Транссиба, действующий начиная с 1958 года (через дробь приводится название железнодорожной станции, если оно не совпадает с названием соответствующего населённого пункта):

Москва/Москва-Пассажирская-Ярославская — Ярославль/Ярославль-Главный — Данилов — Буй — Шарья — Киров — Балезино — Верещагино —Пермь/Пермь II — Кунгур — Первоуральск — Екатеринбург/Екатеринбург-Пассажирский — Тюмень — Называевск/Называевская — Омск/Омск-Пассажирский — Барабинск — Новосибирск/Новосибирск-Главный — Юрга/Юрга I — Тайга — Анжеро-Судженск/Анжерская — Мариинск — Боготол — Ачинск/Ачинск I — Красноярск/Красноярск-Пассажирский — Канск/Канск-Енисейский — Иланский/Иланская — Тайшет — Нижнеудинск — Зима — Иркутск/Иркутск-Пассажирский — Слюдянка/Слюдянка I — Улан-Удэ — Петровск-Забайкальский/Петровский Завод — Чита/Чита II — Карымское/Карымская — Чернышевск/Чернышевск-Забайкальский — Могоча — Сковородино — Белогорск — Архара — Биробиджан/Биробиджан I — Хабаровск/Хабаровск I — Вяземский/Вяземская — Лесозаводск/Ружино — Уссурийск — Владивосток

Факты

  • Хотя Владивосток является конечной станцией Транссиба, на ветке на Находку есть более удалённые от Москвы станции — мыс Астафьева и Восточный порт.
  • По Транссибу до недавнего времени курсировал самый дальний в мире поезд № 53/54 Харьков — Владивосток, преодолевавший 9714 км пути за 7 суток 6 часов 10 минут. С 15 мая 2010 года этот поезд был «обрезан» до станции Уфа, однако курсирование беспересадочных вагонов было сохранено. С ноября 2011 года этот поезд окончательно отменён. Самым дальним в мире вагоном беспересадочного сообщения на долгое время являлся Киев — Владивосток, расстояние 10259 км, время проезда 7 суток 19 часов 50 минут. С ноября 2011 года он также отменён из-за нерентабельности. По состоянию на октябрь 2014 года самыми дальними поездами Транссиба являются поезда Москва — Владивосток и Москва — Пекин.
  • Самый «быстрый» поезд Транссиба — № 1/2 «Россия», сообщением Москва — Владивосток. Он проходит Транссиб за 6 суток 2 часа (средняя скорость 64 км/ч).
  • Поезд № 3/4 Москва — Пекин и поезд № 5/6 Москва — Улан-Батор участок Иркутск-Москва проходят быстрее на 1 час, чем поезд № 1/2 «Россия».
  • На Ярославском вокзале Москвы, а также во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяжённости магистрали — «0 км» на одной грани и «9298 км» (в Москве), «9288 км» (во Владивостоке) на другой грани.

  • Почтовый блок «100 лет Транссибирской магистрали»

  • Километровый железнодорожный столб с нулевой отметкой на Ярославском вокзале Москвы

  • Километровый железнодорожный столб с отметкой 9288 на железнодорожном вокзале Владивостока

  • Памятные монеты

Примечания

  1. http://www.transsib.ru/cat-records.htm. Pекорды Транссибa
  2. Известия. Ру: Самая Уникальная Дорога На Планете
  3. Великий Транссиб стал полностью электрифицированным.
  4. Транссиб против моря // Эксперт, 27 сентября 2006
  5. На строительство БАМа-2 до порта Ванино потребуется 400 млрд рублей // gazeta.ru (Проверено 8 сентября 2010)
  6. 1 2 Великая Сибирская магистраль // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
  7. Г. П. Аветисов. Морозов Николай Васильевич (1862–1925) // Имена на карте Российской Арктики (Биографические данные около 200 отечественных и зарубежных исследователей). — СПб.: Наука, 2003. — 341 с. — 500 экз. — ISBN 5-02-025003-1.
  8. 7 ноября 2009 года состоится торжественное открытие второй очереди железнодорожного моста через реку Амур (Хабаровский край) // press.rzd.ru (Проверено 18 ноября 2009)
  9. Вести. Ru: На Транссибе открывается движение поездов по второй колее моста через Амур // vesti.ru (Проверено 18 ноября 2009)
  10. Мост через Енисей
  11. От Пекина до Гамбурга
  12. Модернизация Транссиба. Российская газета (11.11.2014, 00:44).
  13. Рустем Фаляхов. Владимир Путин утвердил схему реконструкции Транссиба и БАМа. Газета (27.07.2013, 12:58).
  14. на марке блока изображён тоннель, проложенный в Яблоновом хребте (Забайкалье), с выходящим из него паровозом, 2002, 12 рублей (ИТЦ 728, Скотт 6683)

Добавить комментарий

Закрыть меню