Какие деньги в астане

Зачем ехать

Ради красивой и уникальной природы, занятий спортом (в т. ч. экстремальным), охоты, рыбалки, культурной жизни Алматы и, конечно, людей. Направляясь в Казахстан, стоит в первую очередь озаботиться поиском знакомых, проживающих здесь — это сделает вашу поездку не только намного приятнее, но и проще. Если время вашего пребывания в стране ограничено, то сразу стоит выбрать, в какой регион вы хотите отправиться — расстояние между городами и достопримечательностями может достигать сотен и тысяч километров, так что планируйте маршрут заранее.
Самые знаковые и популярные места, которые стоит посетить — Чарынский каньон, озеро Каинды, курортная зона Боровое (Бурабай), раскопки Туркестана, река Или, Поющий бархан, Балхашский заповедник, музей Карлага, космодром Байконур, мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, Большое Алматинское озеро (БАО), высокогорный каток «Медеу», горнолыжная база «Чимбулак» («Шымбулак»), Тургеньские водопады, горячие источники в Чундже, горы Заилийского Алатау, Баянаульский национальный парк, Мангыстау — очень много всего, выбирайте по интересам.

Сункар — международный комплекс лыжных трамплинов. Фото: Алан Шафигулин

Как добираться

Самолетом. Самый простой (и, как ни странно, самый дешевый) вариант — прямые рейсы, осуществляются из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска авиакомпаниями Air Astana, «Аэрофлот», S7 Airlines, SCAT Airlines. Если вам нужно вылететь из другого города России (или иной страны), то перелет, скорее всего, будет осуществляться с пересадкой в одном из вышеперечисленных городов.
Поездом или автобусом. Ехать в Казахстан поездом или автобусом — не самая лучшая затея. Это долго, дорого и неудобно. Например, дорога от Москвы до Алматы займет около 80 часов и будет стоить вам от 4500 рублей только в одну сторону. Впрочем, этим вариантом можно воспользоваться, если вы едете, скажем, из Омска, Новосибирска, Барнаула в один из приграничных городов Казахстана. В этом случае старайтесь взять билеты на поезда «Қазақстан Темір Жолы» (Казахстанские железные дороги, местный ж/д перевозчик) — они могут быть раза в два дешевле по сравнению с российским перевозчиком. Билеты можно смотреть на сайте. Автобусы — это самый крайний вариант, который сложно посоветовать. Билеты спрашивайте в местных автовокзалах.
Также не стоит забывать о том, что наличие билетов на самолеты, поезда и автобусы может сильно зависеть от местных праздников, а также окончания или начала учебного сезона и сезона отпусков. Если вы собираетесь ехать в пиковое время, то билеты лучше приобретать за месяц, а то и за два до поездки, чтобы потом не переплачивать (и чтобы они вообще были).
Также в Казахстан можно добраться на собственном автотранспорте или даже автостопом. Вопреки расхожему мнению автостоп в Казахстане есть (хоть многие из подвозящих и не знают самого понятия автостопа) — подбирают довольно часто, ездить не опаснее, чем в России.

Большое Алматинское Озеро. Фото: Алан Шафигулин

Транспорт до вокзала/аэропорта

В аэропорт лучше приезжать заранее — регистрация на рейс начинается за два часа до отлета и заканчивается за 40 минут. Дорога тоже займет некоторое время, так как обычно аэропорты в Казахстане находятся не в городе. Стоимость поездки может варьироваться: если заказывать такси из Алматы до аэропорта (то же и в обратном направлении), стоимость начинается от 1500 тенге (4,5 доллара), попутку можно поймать за 800–1000 тенге (2–3 доллара). Имейте в виду, что все таксисты, встречающие пассажиров у выхода с вокзала, всегда называют завышенные цены, так что лучше заказывать такси самостоятельно или ловить попутку за территорией.
До аэропорта, а также ж/д вокзалов Алматы также ходит общественный транспорт. Автобусы и троллейбусы обычно ходят до 21:00 — 22:00, стоимость проезда — 80–100 тенге (около 30 центов). До аэропорта существуют два ночных маршрута стоимостью 200 тенге, но ходят они редко, так что лучше все же взять такси — большинство популярных рейсов отправляются ночью. Чтобы ездить на общественном транспорте (кроме метро), нужно купить проездную карту «Онай» (400 тенге — около 1,2 доллара), на счету будет одна поездка, далее нужно закидывать деньги через терминалы. Карта продается в ларьках на остановках, в самих автобусах и троллейбусах и у кондукторов.
Почти все те же рекомендации касаются и остальных городов Казахстана — только цены и расстояние будут меняться (кроме Астаны — в меньшую сторону). Карты «Онай» действуют пока только в Алматы и Астане, в других городах проезд в общественном транспорте оплачивается через валидаторы или «на руки» кондуктору.

В долине реки Текес. Фото: Алан Шафигулин

Транспорт в Алматы

Как уже было сказано, для передвижения по городу на общественном транспорте необходимо купить специальную карту «Онай». Она действует везде, кроме метро — там используются свои карты (используются так же и жетоны). Одна поездка — 80 тенге, действует, пока не выйдете наружу. Впрочем, пока в метро работает только одна ветка (девять станций), так что этот способ подойдет лишь для передвижения по центру города.
Во всех остальных случаях проще всего использовать автобусы, такси или попутки. Такси по городу будет стоить от 500 тенге (1,5 доллара) — сервисов разного уровня хватает. Для составления маршрута можно использовать 2GIS, а вызывать такси, помимо официальных, — через приложения InDriver и Touchka (там можно указывать свою цену).
Важный момент: попутки ловятся только в Алматы (то есть вышел на обочину — вытянул руку), во всех остальных городах Казахстана это не принято. Стоимость поездки по городу на попутке составит в среднем от 200 до 500 тенге (от 80 центов до 1,5 доллара).
Удобно (а в часы пик — даже быстрее) передвигаться по городу пешком или на велосипеде. Есть общественные точки проката велосипедов (но их мало), а также вы можете взять велосипед напрокат почти в любом магазине спортивных товаров или в специализированной точке — их много. Стоимость — от 500 тенге (1,5 доллара) в час.
Подробный обзор точек проката велосипедов можно найти .

Озеро Иссык в окресностях Алматы. Фото: Алан Шафигулин

Особенности аренды жилья

В Казахстане достаточно дорогие гостиницы и отели, особенно если учесть уровень сервиса в них. Стоимость аренды номера в крупных городах может начинаться от 100–150 долларов. Есть, конечно, и дешевые гостиницы, но у них нет онлайн-букинга — да и номера там снимают чаще всего не для проживания.
Адекватных варианта два — снимать койку в хостеле или квартиру. Хостелы стали появляться только недавно и пока есть лишь в крупных городах — койка на ночь в среднем стоит от 2000 тенге (7 долларов). Квартиру можно найти от 5000–6000 тенге в сутки (17–20 долларов). Предлагают их обычно прямо на вокзале (вполне сносные), но лучше все же доехать до центра и снять там. Есть официальные «квартирные бюро», где вам даже выдадут квитанцию, а есть частники. В каждом городе обязательно есть «пятак», где вам готовы будут сдать любую квартиру — от однушки до пентхауса — за разумную сумму. В Алматы частники стоят вдоль всей улицы Абылай-хана — их несложно узнать по звякающим связкам ключей. Для аренды обычно хватает копии паспорта.
Вы можете заранее прицениться (и может, даже связаться с хозяином для брони) с помощью сайта Krisha.kz. Airbnb в Казахстане не сильно развит, но тоже можно попробовать. Кроме того, существует довольно развитое сообщество каучсерферов.

Особенности кухни

Блюда традиционной казахской кухни преимущественно состоят из мяса и теста. В современной интерпретации они смешались с блюдами других национальностей, так что, если вам предложат традиционную казахскую кухню, это, скорее всего, будет эклектика. То же касается и любых других национальных кухонь в Казахстане — как вам, например, традиционная итальянская пицца с кониной? К исконным казахским яствам относят:

  • бешбармак (также «мясо по-казахски») — крупные куски отварного мяса, подаваемые с картошкой, сочнями и луком;
  • куырдак — жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п. с картофелем;
  • сорпа (мясной бульон) и кеспе (лапша);
  • сырне (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем);
  • казы, карта, шужук — отварные колбасы в натуральной оболочке;
  • баурсаки — жаренные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста.

Быть вегетарианцем в Казахстане тяжело: всё, что можно найти в кулинарии недорого, состоит из теста и мяса. Меню любого кафе вне зависимости от кухни также преимущественно состоит из этих ингредиентов, так что, если не хочется ограничивать свой рацион жареной картошкой и салатом «Свежий», придется готовить самостоятельно. Овощи и фрукты, особенно в зимний период, могут стоить в два раза дороже, чем мясо. В крупных городах в последнее время начали появляться вегетарианские и около заведения, но пока их мало, а в них — дорого.

В Казахстане также стоит попробовать:

  • кумыс (забродившее кобылье молоко);
  • шубат (кислое верблюжье молоко);
  • курт (твердый соленый творог);
  • коже (молочный напиток со злаками).

И многое другое. В целом действует принцип любой туристической страны — чем непригляднее выглядит заведение с национальной (и около) кухней, тем там лучше готовят. И наоборот — чем оно дороже и более пафосное, тем больше это аттракцион для туристов, нежели аутентичное место приема пищи. Помимо национальной кухни (которая здесь мало где присутствует в чистом виде), в Казахстане можно найти почти какую угодно — от чешской до малазийской.

Казахстан с дрона. Фото: Дмитрий Балакирев

Алкоголь

Какого-то национального алкогольного напитка в Казахстане нет, если не учитывать кумыс, который может быть довольно крепким, когда забродит. В магазинах можно найти почти любой алкогольный напиток, который продается в России или Европе. Цены будут примерно такими же или выше, но не критично.
Продается алкоголь только с 12:00 до 21:00 (крепкий) или до 23:00 в случае с пивом и вином. На кафе, бары и рестораны ограничения по времени продажи не распространяются.
Из хорошего и недорогого алкоголя местного производства стоит отметить коньяк «Казахстан» (завод «Бахус»), а также продукцию компании Arba Wine. Коньяк (который на самом деле является бренди) по качеству превосходит почти всю аналогичную продукцию на территории СНГ.
Пиво стоит от 150 тенге (50 центов) — представлена продукция нескольких десятков местных производителей и все основные импортные марки. В каждом городе есть точки продажи разливного пива, которые маскируются под вывеской «бар» (хотя сидеть там негде) — в них можно легально покупать пиво даже ночью.

Казахстан с дрона. Фото: Дмитрий Балакирев

Передвижение между городами

Города расположены достаточно далеко друг от друга — удобнее и быстрее всего летать между ними на самолетах. Внутренние рейсы осуществляют авиакомпании Air Astana, Qazaq Air, Bek Air, SCAT Airlines, билеты на них не всегда можно найти на агрегаторах типа Aviasales или даже местных — Chocotravel.kz, Aviata.kz, надежнее обращаться в авиакассы и в офисы компаний напрямую.
Поезда — тоже вполне приемлемый вариант. Основной оператор — «Қазақстан Темір Жолы», расписание и наличие билетов можно посмотреть на сайте. Билеты приобретаются в многочисленных ж/д кассах (комиссия при этом составляет порядка 2 долларов), а также на самом вокзале (без комиссии, но придется отстоять очередь) — имейте в виду, что в Алматы их два. Стоимость поездки зависит от дальности и класса вагона. Например, плацкарт Алматы — Астана стоит от 4000 тенге (12 долларов), купе от 6000 тенге (18 долларов), время поездки — 16–18 часов. Между этими городами также курсирует скоростной поезд, готовый доставить вас в столицу или обратно за десять часов — стоимость поездки на нем начинается от 8500 тенге (25 долларов).
Третий вариант — автобусы. Они бывают официальными (билеты приобретаются в кассах автовокзалов) и частными (на них зазывают на подходе к автовокзалу, узнать маршрут можно по табличкам на лобовом стекле или у водителя). По цене разницы почти нет, но официальные автобусы отправляются по расписанию, в то время как частные — как только заполнят салон. Там же, на автовокзале, можно арендовать такси до другого города (в пределах 500 километров). Цены на автобусы сравнимы с ценами на поезд или чуть дороже. Обычно к этому варианту передвижения прибегают, когда заканчиваются доступные билеты на поезд (в праздники, например).

Соленое озеро Тузколь. Фото: Алан Шафигулин

Полезные ссылки

Официальный информационный портал о Казахстане — www.unikaz.asia/
Сайт с туристической информацией о западном Казахстане (Мангыстау) — mangystau-view.com
«Неизвестный Казахстан» — великолепные фотографии известных и совсем неизведанных природных достопримечательностей Казахстана — photosafari.kz
Национальный авиаперевозчик Казахстана — airastana.com
Ж/д перевозчик «Қазақстан Темір Жолы» — railways.kz
Переводчики, гиды, экскурсии в Алматы — centersmarttourism.kz
Жизнь экспата в Алматы (на английском) — walkingalmaty.com
Самая известная казахстанская блог-платформа — yvision.kz
Казахстанская популярная музыка — youtube.com/user/gakkutv
Интернет-журналы к ознакомлению: gagarin.tm, the-steppe.com, chronicle.kz
Обзор хостелов в Алматы — часть первая и часть вторая
Обзор точек проката велосипедов в Алматы — читать на yvision
Фоторепортажи о Казахстане — www.voxpopuli.kz
«Куда пойти» в Алматы и Астане — sxodim.kz
Новости Казахстана читайте , .

Автор — Руслан Черных ведет отличный видеоблог «Наснимали тут», а так же пишет на своем сайте о современных крутых играх и кино. И он, конечно, из Алма-Аты.

Чтобы не пропустить интересные публикации из мира путешествий, подписывайтесь на наши группы в Facebook и Вконтакте, читайте Telegram канал, а красивые снимки ищите в Instagram.

Наcеление, языки, отношение к туристам

Национальный состав населения сильно изменился за последние 20 лет. На момент распада Советского Союза казахи составляли меньше половины населения республики, но в 90-е годы из страны начали массово уезжать русские, немцы и представители других некоренных народов. Сегодня население представлено двумя основными группами: казахами (больше половины жителей) и русскими (около четверти). Также есть некоторое количество узбеков, украинцев, уйгуров и татар. Казахи живут в основном на юге, а во многих северных городах (например, в Петропавловске) большинство составляют русские. Алма-Ата, хоть и относится к югу, имеет значительный процент русского населения.

Государственный язык страны – казахский. На нем свободно говорит больше половины населения. Однако и русский язык в Казахстане никто не забыл, он имеет статус «языка межнационального общения». Многие казахи, особенно на севере страны, говорят по-русски даже между собой. Найти казаха, который не знает русский язык, довольно сложно. Ну и, конечно, русские, которые составляют четверть населения страны, тоже говорят на родном языке.

В стране до сих пор параллельно используют казахский и русский языки. Вывески, реклама, таблички с названиями улиц, дорожные указатели – все это может быть и русским, и казахским, и русско-казахским. Большинство карт городов выпущены на русском языке. В общем, специально учить казахский для путешествия по стране нет никакой необходимости: проблем из-за незнания языка у русскоязычных путешественников не возникнет. Казахстан последние сто лет испытывал большое влияние России, и казахи переняли от нас много привычек и традиций.

Возможно, именно поэтому лучшие черты азиатского менталитета здесь встречаются редко (в Казахстане вас не будут угощать или звать в гости, как в Узбекистане или Таджикистане), а люди на улицах, к сожалению, в массе своей неулыбчивые и угрюмые. В общем, характер у людей примерно такой же, как у нас. С другой стороны, в этом есть свои плюсы – например, вокруг вас не будут собираться толпы детей с криками «Hello!», как это уже происходит в городах и селах Таджикистана и Узбекистана. Отношение к путешественникам в Казахстане спокойное, а иногда довольно недоуменное (мол, вот тебе дома не сидится-то).

Но агрессии к русским никто не проявляет, а хорошее отношение иногда встречается даже со стороны представителей закона. Когда в Алма-Ате меня остановил полицейский за переход улицы в неположенном месте, он долго изучал мой паспорт, а потом отпустил со словами: «Ладно, гостю города на первый раз прощаем».

Регистрация

Каждый иностранец, находящийся в Казахстане, должен зарегистрироваться в течение пяти календарных дней. Это самая известная проблема для путешественников, приезжающих в страну, многие из-за этого стараются побыстрее ее проехать. Мало того, что это совершенно бессмысленная процедура, так она еще и крайне запутанная и непонятная.

Существуют «Правила въезда и пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан», но они лишь обязывают иностранца зарегистрироваться в органах внутренних дел. Однако то, как именно регистрировать иностранца, на деле каждое отделение решает по-своему.

Итак, зарегистрироваться нужно в миграционной полиции (которую многие по старинке называют «ОВИРом»). Обычно в районном отделении внутренних дел (полиции) есть отделение миграционной полиции: в райцентре оно, как правило, одно, а в областном центре их может быть несколько. Работают они в будни с 10-11 утра до 16-17 часов, в субботу – по сокращенному графику (до 12-13 часов), в воскресенье закрыты.

Собственно регистрация – это печать на миграционной карте, которую вам выдали на границе, а также дата, до которой вы зарегистрированы, и подпись сотрудника миграционной полиции. Все это должно быть в нижней части миграционной карты на лицевой стороне. Иногда вам могут выдать какие-то другие бумаги, но полицию на улице и пограничников на выезде будет интересовать именно наличие указанной информации на вашей миграционной карте.

Итак, вот способы получения этой самой регистрации:

1. Если вы остановились у родственников или друзей, сходите с ними в миграционную полицию. При себе нужно иметь ряд документов, список которых лучше заранее уточнить: как правило, достаточно паспортов хозяина и гостя, но иногда требуют выписку из домовой книги и другие бумаги. Вы заполните заявление, покажете паспорт и получите в тот же день или на следующий вожделенную регистрацию. Учтите, что данное мероприятие при наличии очередей в миграционной службе может занять несколько часов, а то и целый день.

2. Если вы собираетесь поселиться в гостинице, заранее уточните у администратора вопрос регистрации. В самых цивильных отелях регистрацию сделают за вас, в противном случае нужно будет самому пойти в миграционную полицию со справкой о том, что вы проживаете в гостинице. Простой квитанции об оплате, как правило, недостаточно (хотя в некоторых отделениях миграционной полиции удовлетворятся и ей). Лучше всего приехать в город утром, поселиться в гостинице, получить справку о проживании и пойти с ней в миграционную службу. Кстати, не существует четких правил о том, на какой срок регистрировать человека, живущего в гостинице: то ли на срок его проживания, то ли на тот срок, который он попросит. В любом случае настаивайте на том, чтобы вас зарегистрировали на все то время, что вы собираетесь пробыть в стране.

3. За деньги регистрацию делают некоторые турфирмы, даже если вы не пользуетесь их услугами.

4. Особо наглые и упорные могут придти в миграционную полицию и сказать, что ночуют в палатке или поезде и не могут предъявить хозяина квартиры или документов из гостиницы. Поскольку правила, которые ты сам выдумал, легко игнорировать, сотрудники миграционной полиции могут сделать регистрацию и так.

Вызвать сочувствие полицейских сложновато, но вот достать их своей назойливостью можно:

если вы больше часа будете им объяснять, что у вас нет ни денег на гостиницу, ни знакомых в Казахстане, они, возможно, таки сделают вам регистрацию, указав на ней любой адрес. Интересно, что в каких-то отделениях миграционной полиции регистрацию делают бесплатно, а в каких-то за деньги. Причем это не взятка – вам официально дадут квитанцию, которую надо будет оплатить через банк.

Наконец, вы можете покинуть территорию страны до истечения пяти суток. Страна хоть и растянута с севера на юг и с запада на восток, однако пересечь ее за этот срок вполне реально, если ехать поездами, автобусами, автомобилем или автостопом и нигде надолго не останавливаться.

Как добраться

Самолет. Главные аэропорты Казахстана находятся в Астане и Алма-Ате. До них можно долететь напрямую из Москвы. Два основных авиаперевозчика на этом направлении – казахская Air Astana и российская «Трансаэро». Из Москвы с помощью этих авиакомпаний можно попасть и в другие города Казахстана: Актюбинск, Караганду, Кызылорду, Петропавловск, Актау, Атырау, Караганду, Кустанай, Уральск и Чимкент.

Поезд. Если вы решили доехать до Казахстана на поезде, есть один простой способ сэкономить. Дело в том, что тарифы на международные поездки по железной дороге выше, чем на внутрироссийские. Даже если вы едете из одного российского города в другой на международном поезде, тарифы на него все равно будут внутрироссийскими. Цена повысится, только если вы поедете из российского города за рубеж. Таким образом, если вы едете в Казахстан, дешевле купить два билета: один – до последней российской станции перед границей, второй – от этой станции до пункта назначения в Казахстане. Тогда стоимость первого билет будет высчитываться по внутрироссийским тарифам, а второго – по международным, что может дать существенную экономию. Например, билет на поезд Москва – Астана стоит 4250 рублей, но вы можете купить на этот поезд два отдельных билета – Москва-Челябинск за 1600 рублей и Челябинск – Астана за 1450 рублей, что позволит вам сэкономить 1200 рублей. По этому принципу покупайте билеты и в другие города. Причем билеты можно приобрести в один и тот же вагон, на одно и то же место, так что вам лишь понадобится на «пересадочной» станции показать проводнику другой билет.

Разумеется, такой же метод можно использовать, когда вы уезжаете обратно из Казахстана, потому что там внутренние поезда также дешевле международных. Например, билет на поезд Алма-Ата – Москва стоит 22400 тенге, но выгоднее купить билеты Алма-Ата – Семиглавый Мар (приграничная казахская станция к западу от Уральска) за 5500 тенге и Семиглавый Мар – Москва за 9000 тенге и сэкономить 7900 тенге (около 1600 рублей).

Автомобиль и другие способы. С Казахстаном граничат многие российские регионы. Есть масса вариантов, как проехать из России в Казахстан по земле. Сделать это можно на поезде, машине, автобусе, автостопом, на велосипеде, пешком. Между Казахстаном и Россией существует несколько десятков автомобильных пунктов пропуска. Соседние областные центры Казахстана и России, как правило, соединены регулярным автобусным сообщением.

По стране

Самолет. Две главные авиакомпании Казахстана – Air Astana и SCAT. Страна весьма велика, поэтому авиасообщение не так централизовано, как в других странах Средней Азии: из одного областного центра в другой часто можно попасть без пересадки в Алма-Ате или Астане. Особенно это заметно на западе страны. Например, из Атырау есть прямые рейсы в Актау, Актюбинск и Уральск.

Поезд. Казахстан имеет разветвленную железнодорожную сеть, построенную еще в советские времена. Национальная железнодорожная компания Казахстана – «Казахстанские железные дороги». Почти все крупные города соединены ж/д сообщением. Казахские поезда в целом имеют тот же уровень обслуживания и чистоты, что и российские.

Как и в России, поезда – очень популярное средство передвижения в Казахстане, поэтому билеты лучше покупать заранее. Особенно напряженная ситуация с билетами может сложиться летом и на выходных. Зимой и в будние дни все значительно лучше: можно купить билет даже в день отправления. Если билет купить не получилось, подойдите к проводнику и попробуйте устроиться за взятку (обычно она примерно равна стоимости билета).

Тарифы на пассажирские перевозки в Казахстане ниже, чем в России. Один километр пути в плацкартном вагоне стоит 2-5 тенге (0,4-1 рубль) за километр. Проезд в купе стоит примерно в полтора раза дороже, чем в плацкарте. На некоторых направлениях есть общие вагоны: проезд в них стоит в полтора-два раза меньше, чем в плацкартных.

Билеты на казахские поезда можно купить и в России – в железнодорожных кассах и на сайте www.rzd.ru, однако стоить они будут в два с лишним раза дороже. Выгоднее покупать билеты, либо находясь внутри Казахстана, либо забронировав их на сайте www.pcentre.kz («Процессинговый центр КЖД»). Работает этот сайт так: нужно сперва зарегистрироваться, войти в систему, выбрать нужный поезд и вагон и оплатить билет по банковской карте, а после этого с номером заказа придти на железнодорожный вокзал и в специальной кассе получить бумажный билет.

Автобусы. В Казахстане автобусное сообщение развито гораздо лучше, чем в России. Между крупными городами ходят большие и комфортабельные автобусы, в том числе ночные. Есть даже совсем дальние автобусы, например, Астана – Алма-Ата (1200 км) или Караганда – Чимкент (1340 км). Билеты на них продаются в кассе автовокзала. Автобусы уходят строго по расписанию.

Какой-то единой системы тарификации на автобусные перевозки не существует. Стоимость проезда сильно варьируется и составляет от 2 до 5 тенге (0,4-1 рубль) за километр, причем дальние автобусы обычно обходятся дешевле, чем ближние. Помимо официальных автобусов от многих автовокзалов (особенно на юге страны) отходят частные маршрутки. Отправляются они по мере наполнения, а места в них стоят, как правило, дороже. Платить нужно прямо водителю.

Кроме того, у железнодорожных и автобусных вокзалов стоят таксисты-частники, которые предлагают довезти на легковом автомобиле. В него садятся четверо пассажиров. Плата с каждого примерно на 30-50% выше, чем цена на автобус по тому же маршруту.

Автодороги. Качество автодорог в Казахстане нельзя оценить однозначно. Есть очень хорошие, ровные и широкие трассы, а есть совершенно разбитые дороги, не ремонтировавшиеся с советских времен. Существуют и грунтовые дороги, проложенные в степи и пустыне. В общем, ситуация схожа с Россией: можно ехать по важнейшей государственной трассе из одного областного центра в другой, подскакивая каждую минуту на колдобинах, а можно обнаружить отличную дорогу между глухими райцентрами. В целом дорожная ситуация с каждым годом улучшается, пусть и не так быстро, как хотелось бы.

Достопримечательности и досуг

Итак, вы приехали в Казахстан. Что же здесь посмотреть и чем заняться? Сразу разочарую любителей средневековой исламской архитектуры. Ничего похожего на Узбекистан вы здесь не найдете. Единственный город с выдающимися памятниками дороссийского периода – это Туркестан. Также древние мавзолеи и мечети (менее впечатляющие) есть в Таразе и Сайре (пригород Чимкента).

Архитектура времен Российской империи осталась в большом количестве в Уральске и Петропавловске, а также встречается в виде отдельных зданий в Алма-Ате, Чимкенте, Кызылорде и других крупных городах. Впрочем, старые губернские города России все равно выглядят, на мой взгляд, красивее. Еще в нескольких городах (например, в Караганде) можно увидеть интересные образцы сталинской архитектуры. Зато Казахстан в отличие от своих соседей может похвастаться большим количеством современной архитектуры.

Есть красивейшие мечети, торговые центры, небоскребы и другие здания, которые придают городам Казахстана европейский облик. Некоторые современные мечети (например, в Петропавловске, Уральске, Таразе и Астане) – по-настоящему интересные и оригинальные сооружения, которые непременно стоит посмотреть. Ну а уж новый центр Астаны со всеми его небоскребами – это настоящий казахский Манхэттен, его просто необходимо увидеть.

Природа Казахстана игрой красок и разнообразием не отличается. Большая часть территории страны – скучная пустынная равнина. Разительный контраст со всем остальным Казахстаном представляет Алма-Атинская область, удивительно разнообразная по ландшафтам и природным достопримечательностям. Там есть и каньоны, и ледники, и горные реки и озера – и все это не так далеко от города, что удобно для любителей непродолжительных походов. Как мне показалось, каких-то оригинальных способов проведения досуга Казахстан предложить не может.

Как и в России, здесь есть театры, кинотеатры, а в крупных городах (например, в Астане) можно найти торгово-развлекательные центры с ледовыми катками, боулингами и аквапарками. Наибольший выбор развлечений – в Алма-Ате и окрестностях. Там есть и аквапарк, и ледовый каток, и горнолыжный курорт, и даже Тянь-шаньская обсерватория, в которой можно посмотреть на звезды.

Хорошие места могут найти в Казахстане любители рыбалки. Хотя экология в стране не самая лучшая и пойманную рыбу есть нужно с большой осторожностью, здесь много рек и озер, пригодных для рыболовства.

Города Казахстана

Астана. Столица страны, город будущего, который должен показать, что Казахстан планирует быть великой державой. Мало какие города в мире так активно и быстро строятся. Особенно впечатляет левобережный район города, который был создан практически с нуля за последние пятнадцать лет. Торговые центры, новенькие коттеджи, офисные здания, министерства, резиденция Назарбаева и башня «Байтерек» со смотровой площадкой – это визитная карточка Астаны. Эстеты и ценители архитектуры могут воротить нос от «всего этого новодела», но посетить город, безусловно, нужно. В Казахстане никакие другие объекты, созданные руками человека, не впечатляют так сильно, как небоскребы Астаны.

Курорт Боровое. Курортный поселок на берегу одноименного озера в 240 км к северу от Астаны (и в 20 км к северо-востоку от города Щучинск). Эту местность называют «казахской Швейцарией». На мой взгляд, такое название вполне оправданно. Удивительно, как посреди плоской казахской степи появились такие пейзажи: горы, скалы, озера, сосновые леса. Россиянам эта местность напомнит Карелию напополам с Байкалом, нашпигованную скалами из красноярских Столбов. Все это очень сильно отличается от остального Казахстана. Правда, в последние годы курорт приобретает все большую популярность, что не пошло ему на пользу: цены повысились, народу в сезон очень много, а дикий отдых уже не приветствуется.

Караганда. Караганда – большой промышленный город, транспортный узел и центр угледобычи, некогда второй по численности населения город Казахстана. Путешественник не найдет здесь почти ничего интересного. Пролетарский город, постепенно выбирающийся из депрессии времен 1990-х годов, – такую картину можно наблюдать много где в СНГ. Самый интересный объект находится в деревне Долинка в 35 км к юго-западу от Караганды – это музей, рассказывающий о Карагандинском исправительно-трудовом лагере (Карлаг), одном из крупнейших островов «архипелага ГУЛАГ». В Долинке находился административно-хозяйственный центр Карлага, здесь же позже был создан музей.

Петропавловск. Самый северный город Казахстана интересен сохранившейся дореволюционной архитектурой. На центральных улицах сохранилось несколько десятков зданий дореволюционной эпохи. Правда, единого ансамбля они не создают, а разбросаны между хрущевками. Большинство населения составляют русские. Город потрепанный, но постепенно преображается, появилось много новых торговых центров.

Алма-Ата. Бывшая столица Казахстана, единственный в стране город-миллионник и второй по величине мегаполис Средней Азии (после Ташкента). Тут много зелени на улицах, культурное и продвинутое население, летом можно увидеть парней и девушек на велосипедах и даже уличных музыкантов. Если это не Европа, то уже точно не Азия.

Самое интересное в Алма-Ате – это ее окрестности. Вот только самые известные объекты:

Медео – гигантский каток и плотина в красивом горном ущелье; горнолыжный курорт Чимбулак; Чарынский каньон – двухкилометровая долина со скалами и камнями причудливой формы; Большое Алматинское озеро – живописный водоем в 20 км к югу от Алма-Аты; расположенная рядом с ним Тянь-Шаньская астрономическая обсерватория, где можно сходить на экскурсию после наступления темноты и посмотреть в телескоп на звездное небо.

Тараз. Один из немногих по-настоящему древних городов Казахстана. Здесь сохранилось несколько интересных зданий: два средневековых мавзолея, недавно раскопанная археологами мечеть и бани начала XX века.

Чимкент. Благоустроенный, теплый и зеленый город у южных границ Казахстана. В 10 км к востоку от Чимкента находится село Сайрам с несколькими мавзолеями, мечетями и минаретами средневековой постройки.

Туркестан. Город известен несколькими выдающимися архитектурными памятниками. Самый интересный – мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он был построен на месте захоронения мыслителя и философа Ясави по приказу Тамерлана. Масштабное и величественное здание мавзолея (высота – 44 м, диаметр главного купола – 22 м) можно считать главной архитектурной достопримечательностью Казахстана.

Уральск. Русский город, волею судеб оказавшийся в Казахстане. История Уральска тесно связана с Россией, а с Казахстаном почти никак. Здешние улицы, дома и церкви хранят память о многих событиях российской истории – особенно о Крестьянской войне 1773-75 гг. Например, здесь есть дом, в котором жил Емельян Пугачев, церковь, которую обороняли царские войска от восставших казаков, здание, где останавливался Пушкин во время работы над «Капитанской дочкой». В центре Уральска хорошо сохранилась атмосфера провинциального города Российской империи.

Добавить комментарий

Закрыть меню