Мост риальто Венеция

История

Первой переправой на этом месте стал понтонный мост, возведённый зодчим Николо Бараттьери в 1181 году. Тогда его называли Понте-делла-Монета («монетный мост»), предположительно из-за близости к улице Цекка, где располагался монетный двор; другая теория связывает название моста с тем, что пересечение моста было платным.

В связи с развитием рынка Риальто на восточном берегу Гранд-канала появилась необходимость заменить плавучий мост более прочной деревянной конструкцией, так как тот уже не справлялся с потоком пешеходов. В середине XIII века был возведён новый мост, который имел форму арки и мог размыкаться в центральной части для пропуска высоких судов. Через некоторое время мост стал называться так же, как и близлежащий рынок Риальто, который превращался в одно из самых оживлённых мест города.

В 1310 году мост сильно пострадал от пожара в ходе мятежа, возникшего в результате заговора Байамонте Тьеполо. В 1444 году он рухнул: по одной версии, под тяжестью зрителей, собравшихся поглазеть на регату, по другой — из-за столпотворения зевак, следовавших за прибывшей в город невестой маркграфа Феррары. Заново отстроенный (снова из дерева) мост приобрёл теперь уже встроенный механизм, позволявший разводить мост для прохода судов.

В XV веке вдоль моста начали появляться различные лавки, и арендной платы, взимавшейся с них, вполне хватало на содержание моста.

В 1524 году мост снова обрушился. Тогда властям пришлось всерьёз задуматься о строительстве каменного моста (первый проект датирован 1503 годом). Вскоре дож Венеции Паскуале Чиконья объявил конкурс на лучший проект для нового моста, в котором приняли участие многие известные архитекторы, такие как Микеланджело, Якопо Сансовино, Андреа Палладио, Виньола.

Мост Риальто на картине Франческо Гварди (XVIII век)

В 1551 году, на удивление всем, победителем конкурса был объявлен малоизвестный архитектор Антонио де Понте, чей проект, напоминавший самый первый деревянный мост на этом месте, был вскоре воплощён в жизнь. Победа де Понте объяснялась тем, что его проект в данной ситуации подходил больше, чем классические многоарочные конструкции других архитекторов. Мост был построен между 1588 и 1591 годами. Однако ещё в самом начале строительства многие критики скептически относились к смелому проекту де Понте, и даже известный архитектор Винченцо Скамоцци предсказывал скорое крушение моста. Но, несмотря на это, мост дошёл в таком виде до наших дней.

Мост Риальто упоминается Шекспиром в пьесе «Венецианский купец». Русский путешественник П. А. Толстой писал в конце XVII века:

В Венецы много зело мостов, каменных и деревеных, между которыми один каменной мост зело великой и широкой, которой называют италияне Ариалтом. На том мосту по обе стороны поделаны лавки, в которых продают всякие мелочные тавары. За тем мостом паки великие ряды, в которых продают суды серебреные и сукна. Под тот мост могут подходить великие суды с щеглами, для того что тот мост зело высок, зделан на одном своде и работою изрядною. Венецкой народ разделяется надвое: которые живут на той стороне сего помяненнаго мосту Ариалту, где и костел сборной святаго Марка, те называются костеляны; а которые живут от тех за тем помяненным великим мостом, те называются николиоты, — и временем и вражду тайную между собою имеют. И бывают между подлым народом у николиотов с каштелянами великие кулашные бои. На том помяненном великом мосту в тех кулашных боях бывает много и смертнаго убивства.

Риальто оставался единственным мостом через Гранд-канал до 1854 года, когда был построен мост Академии.

В начале 2012 года венецианские власти затеяли реконструкцию моста Риальто. Дело в том, что мост, по которому ежедневно проходят тысячи туристов и где происходит коммерческая деятельность, давно уже нуждается в реставрации. Работы обещают закончить к апрелю 2015 года.

Вид на мост с каналаГондола, проплывающая под мостом Риальто

ПРОГУЛКИ ПО ВЕНЕЦИИ. Часть 5: Мосты и мостики

Конечно же, Венеция, раз уж она вся стоит посреди вод лагуны, это город многочисленных каналов и перекинутых черех них мостов и мостиков, число которых достигает четырех сотен.

Впрочем, справедливости ради, нужно отметить, что, к примеру, в Амстердаме, каналов и мостов еще больше, да и наш Санкт-Петербург, по крайней мере, по количеству мостов Венецию превосходит.

Но венецианские мосты, как и каналы этого постепенно уходящего под воду города, уникальны не их количеством, а тем, что передвигаться по Венеции можно либо пешком — от одного моста к другому, либо по каналам — на гондолах, катерах и вапоретто. В отличие от того же Амстердама с его многочисленными велосипедами и Питера, по которому скоро проехать на автомобиле будет также сложно как и по Москве с ее вечными пробками, в Венеции других способов передвижения просто не существует.
Прежде чем я перейду к главной теме пятой части своих фотоочерков о Венеции, снова, как и в предыдущей части, предлагаю вашему вниманию немного этимологии, непосредственно относящейся к этой теме.
В любом большом городе площадей несколько. И называются они именно площадями. Так, и в Венеции много площадей, но лишь одна из них — самая главная — получила право называться площадью — «пьяцца Сан-Марко». Даже ее продолжение, выходящее к Гранд-каналу, уже не «пьяцца», а «пьяццетта» (т. е. маленькая площадь). Ну а все остальные площади Венеции — «кампи», «кампьелли» и «кампаццо», вроде как тоже площади, но не совсем.
То же самое относится и к названию венецианских каналов. Лишь один получил право называться «каналом» — знаменитый Гранд-канал, а все другие каналы носят названия «рио» (это большой канал), «риелло» (канал поменьше) и «рио менуо» (совсем маленький канальчик).
Но зато все многочисленные мосты Венеции, независимо от того через «рио» или «рио менуо» они перекинуты, носят одно и то же название — «понте».
Вот именно венецианским понте и посвящается этот мой фотоочерк.
Самыми знаменитыми мостами Венеции, безусловно являются те два из них, которые обладают давней историей, что, впрочем, вполне справедливо.
Первый из них — МОСТ ВЗДОХОВ.
Фото со стороны Гранд-канала:

Этот небольшой мост через узкий канал Рио ди Палаццо наиболее популярен среди туристов, особенно не слишком искушенных в истории. Своей славой он обязан не столько своим архитектурным достоинствам, сколько многочисленным упоминаниям в разного рода литературных произведениях XIX века, окрестивших его таким поэтическим именем.
Но никакого отношения к любовным вздохам, так воспеваемым литературой эпохи романтизма, этот мост отношения не имел и не имеет. Шедшие по нему люди взыхали совершенно по другому поводу.
Дело в том, что в прошлом этот мост служил роковым переходом для несчастных осужденных, которых вели на допрос или возвращали в камеры после допроса (а каковы были методы следствия в отношении государственных преступников, а другие по этому мосту и не ходили, в «просвещенной» Европе XVII — XVIII веков, думаю, объяснять никому не нужно).
Мост Вздохов вел из Зала Сорока Старейшин, Суда и Адвокатуры, расположенных в Дворце Дожей в Новые тюрьмы Венецианской республики, потроенные в XVI — XVII веках на противоположной стороне канала Рио ди Палаццо.
Для того чтобы соединить камеры заключения с залами суда, дож Марино Гримани приказал построить через канал мост в виде двух узких проходов.
В 1602 году мост был построен (предположительно, по проекту Антонио Контина). Он расположен на большой высоте и закрыт со всех сторон, в том числе и сверху. Опорная арка украшена скульптурными масками, над ней — своего рода горизонтальная черта с чередой рустованных пилястров и двумя небольшими окнами с мраморными узорчатыми решетками. Выше идет тимпан с барельефом по центру, представляющим фигуру Правосудия между двух львов. А крыша моста увенчана завитками волют.

На этом фото справа Суд, а слева — Тюрьма:

Второй — МОСТ РИАЛЬТО.
Это самый древний мост через Гранд-канал, остававшийся единственным, который соединял два «берега» Великого канала, вплоть до ХХ века.
Мост Риальто в XVIII веке на картине Франческо Гварди:

Тот же мост сейчас:

На его месте сначала был понтонный мост, называемый «делла Монета» (монетный), позже его заменили деревянным, который был разрушен во время мятежа Байамоне Тьеполо. В 1444 году вновь построенный мост обрушился, но на его месте построили новый — подъемный, по обеим сторонам которого располагались торговые лавки.
К XVI веку мост пришел в такое ветхое состояние, что стал представлять опасность как для пешеходов и торговцев, так и дя проплывающих под ним по Каналу гондол, и тогда было решено построить каменный мост, под аркадами которого по традиции также могли бы разместиться лавки. Ну а как же, ведь именно торговля была главной основой процветания Венецианской республики!
В конкурсе, объявленном нотабями Венеции, принимали участие такие знаменитые архитекторы, как Микеланджело, Сансовино и Палладио, но предпочтение было отдано проекту Антонио да Понте (сама фамилия очень характерна, не так ли?).
Мост, построенный в 1592 году, имеет одну мощную арку 28 метров длиной (в этом месте Гранд-канал — наиболее узок), поднявшуюся над водой на высоту 7,5 метров.

Лавки на мосту Риальто существуют и теперь:

В них продается главным образом разного рода сувенирная продукция, в основном, конечно же, китайского производства, хотя почти на каждой «венецианской маске» — самом ходовом товаре красуется клеймо «Hand made», «Original Italia», а над каждым торговым ларьком — надпись «No China!»

Ну, да, конечно же!
Зашел я как-то в мастерскую, где делают настоящие венецианские маски, расписанные вручную, и посмотрел на цены. Они начинаются от 75 евро за самую простенькую! А есть и за 200, и за 500 евро! А на мосту Риальто — от 7 до 20 евро. Делайте выводы сами.
Впрочем, вернемся к мостам и мостикам.
Вот, например, мост Скальци, построенный через Гранд-канал в 1934 году, соединивший районы Санта-Кроче и Каннареджо:
И опять вездесущая реклама!!!
А вот один из мостов на Рива дельи Скьявони (Словенской набережной), на куда раньше (еще с IX века) прибывали лодки, нагруженные товаром, реализацией которого занимались в основном жители Далмации, называемых в Венеции словенцами (ну, то есть, славянами).
Теперь же на эту набережную прибывают главным образом небольшие суда с туристами, мечтающими увидеть главные достопримечательности Венеции.
Туристы идут по Рива дельи Скьявони к пьяцце Сан-Марко:
Впервые в Венецию, и именно на Рива дельи Скьявони,
я и сам прибыл на небольшом суденышке «Моби Дик II»,
ежедневно курсируюшим между Венецией и Лидо-ди-Езоло:
Есть еще мост Академии, мост Конституции, но они показались мне малоинтересными, несмотря на то, что располагаются над самим Гранд-каналом.
А вот этот мост перед Арсеналом, мне очень даже понравился:
Ведь самые милые (прошу прощения за излишнюю сентиментальность) это маленькие понте, перекинутые через «рио» и «рио менуо».
Например, такие:
Романтика (я имею в виду не пассажиров гондолы):
И никого нет…
Падающие башни, как видите, есть не только в Пизе:
Да и интересные палаццо можно увидеть не только на Гранд-канале:
Впрочем, туристы в Венеции есть везде:
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Продолжение следует…

Добавить комментарий

Закрыть меню