Отрасль международной специализации

МЫ ИЗУЧАЕМ МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВ

Понятие о мировом хозяйстве. Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества.
В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка.
Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки. Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которые соединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне, «убили пространство». .
Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII—XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX — начале XX в. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.
Мировое хозяйство — это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.
В свою очередь, география мирового хозяйства как ветвь экономической и социальной географии включает: I) общую географию мирового хозяйства, затрагивающую общие вопросы его развития, 2) отраслевую географию мирового хозяйства, изучающую географию мировой промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. д., 3) региональную географию мирового хозяйства, которая рассматривает эти же вопросы в разрезе крупных регионов современного мира. Понятие о международном географическом разделении труда. Н. Н. Баранский, глубоко и всесторонне разработавший понятие о географическом разделении труда, назвал его основным понятием экономической географии.
Географическое (территориальное) разделение труда — неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во- вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях — уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям.
Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые


Рис. 22. Модель территориальной структуры хозяйства развивающейся страны

связаны между собой международным географическим разделением труда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйства охватило весь мир.
Международное географическое разделение труда выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.
Международное географическое разделение труда изменяется во времени. Отрасль международной специализации — результат географического разделения труда.

Специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг предполагает их производство в размерах, значительно превышающих собственные потребности страны-производителя. Конкретное выражение она находит в формировании отраслей международной специализации, т. е. таких отраслей, которые в большой степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют «лицо» страны в международном географическом разделении труда.
Пример 1. Япония занимает пер- • вое место в мире по производ- , ству легковых автомобилей. Примерно половину всех выпус- j каемых автомобилей она экспор- I тирует в другие страны. Авто- I мобильная промышленность — отрасль ее международной специализации.
Пример 2. Канада занимает седьмое место в мире по сбору и второе — по экспорту зерна. Зерновое хозяйство — отрасль ее международной специализации.
В свою очередь, международная специализация делает необходимым международный обмен товарами и услугами. Этот обмен выражается в развитии международных экономических связей, в росте числа и мощности грузопотоков, причем между местом производства и местом потребления всегда образуется больший или меньший территориальный разрыв. (Задание 2.) Международная экономическая интеграция: региональные и отраслевые группировки. Охватив все страны мира, мировое хозяйство и международное географическое разделение труда в последние десятилетия растут уже не столько вширь, сколько вглубь. Они усложняются, приобретают новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к особенно тесному «сращиванию» национальных хозяйств ряда стран. Так возникла новая, высшая ступень международного географического разделения труда — международная экономическая интеграция. Она представляет собой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей между отдельными группами стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.
Во второй половине XX в. р е — гиональная экономическая интеграция стала преобладающей тенденцией в развитии мирового хозяйства, которое все более складывается из интегрированных экономических группировок. К числу наиболее важных относятся пять таких группировок.
В Европе это Европейский союз (ЕС), в который до начала 2004 г. входили 15 стран. Основанное еще в 1957 г. как «Общий рынок», это интеграционное объединение постепенно росло и вширь и вглубь. Благодаря интеграции они сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг, технологий, рабочей силы. В 1999— 2001 гг. в странах ЕС был осуществлен переход на единую валюту — евро.
В мае 2004 г. в состав ЕС официально вошли еще десять стран зарубежной Европы: Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония, Мальта и Кипр. Ныне население стран ЕС составляет 500 млн человек, а доля этой интеграционной группировки в мировом ВВП — более 1/5.
Европейский союз, являющийся одновременно и экономическим, и политическим, и военным союзом, управляется целым рядом наднациональных органов. Законодательный орган ЕС — Европейский парламент (Европарламент), который избирается населением всех стран путем прямых выборов; размещается он во французском городе Страсбурге. Кроме того, в ЕС существуют еще различные органы исполнительной власти. ЕС имеет также свой флаг, гимн, единый паспорт.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе это прежде всего Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе десяти стран этого региона с общим населением 570 млн человек. Это также Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), включающая 21 страну, и в том числе Россию.
В Северной Америке это Северо-американская ассоциация свободной торговли (НАФТА), в которую входят США, Канада и
Мексика с населением в 435 млн человек, обеспечивающая около 1/4 мирового ВВП. В отличие от ЕС в этой ассоциации нет никаких наднациональных органов и она представляет собой прежде всего общий рынок.
Наконец, в Латинской Америке это Латиноамериканская ассоциация uHtnezpaifmi (ЛАИ), которая объединяет 11 стран региона с населением 450 млн человек и ставит своей главной задачей создание «общего рынка» стран-членов.
Несколько региональных экономических группировок существует и в странах СНГ. Главное из них — Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), куда входят 8 стран СНГ. Ядро его образуют Россия, Белоруссия, Казахстан.
Кроме региональных, в системе мирового хозяйства существует много отраслевых экономических группировок. Самая важная из них — Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), объединяющая 13 стран . (Задание 3.) Интернационализация хозяйственной жизни: роль ТНК. Процесс развития мирового хозяйства и углубления международного географического разделения труда и экономической интеграции влечет за собой все большую интернационализацию хозяйственной жизни. Решающую роль в этом процессе играют транснациональные корпорации. В начале XXI в. общее число их достигло 65 тыс., а число зарубежных филиалов — 850 тыс. На долю ТНК приходится свыше 2/5 мирового промышленного производства, 2/3 мировой торговли, 4/5 всех патентов на новую технику и технологию. Но главным средством экспансии ТНК была и остается их финансовая деятельность, связанная с вывозом капитала. Не случайно академик Н. Н. Моисеев назвал современное мировое хозяйство «миром ТНК».
Еще недавно ТНК были в основном транснациональными и распространяли свое влияние на отдельные регионы мира. Но в последнее время стали появляться и такие ТНК, которые можно назвать глобальными. Они действуют в большинстве или даже во всех странах мира с рыночной экономикой.
Пример. «Дженерал Моторе» — крупнейшая промышленная корпорация мира с годовой суммой доходов в 200 млрд долл., что превышает ВВП Дании или Чехии. На 258 заводах корпорации в Америке и Европе трудятся 750 тыс. человек.
Вы понимаете, что эти корпорации оказывают решающее влияние на географию мирового хозяйства.
От доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу: три типа
структуры. Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии — доиндустриалъную, индустриальную и постиндустриальную. Каждой из них соответствует свой тип хозяйственной структуры.
В доиндустриальном обществе безраздельно господствовала аграрная структура экономики; при ней сельское хозяйство и смежные с ним отрасли (лесное хозяйство, охота, рыболовство) были основными источниками получения материальных благ. После промышленных переворотов второй половины XVIII — первой половины XIX в. в странах Европы и США сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности. Во второй половине XX в. под влиянием НТР началось формирование принципиально новой структуры, которая получила наименование постиндустриальной (или информационной) структуры. Наиболее характерная ее черта — преобладание непроизводственной сферы деятельности над производственной.

Каждая из этих структур представлена в современном мире.
Как вы уже догадались, аграрная структура экономики ныне преобладает только в некоторых странах, в первую очередь в наименее развитых. Пример. В структуре ВВП Сомали, Эфиопии, Афганистана, Лаоса, Камбоджи, Непала на долю сельского хозяйства все еще приходится 40—50%. А доля экономически активного населения, занятого в этой отрасли, обычно еще выше. В ряде стран Тропи- ‘ ческой Африки она составляет 80—90%.
Индустриальная структура экономики еще в середине XX в. преобладала во всех экономически развитых странах. Затем значение промышленности стало уменьшаться. Ныне в мире практически не осталось стран, в которых эта отрасль обеспечивала бы более 50% ВВП. То же относится и к занятости экономически активного населения.
Пожалуй, наиболее компактную группу стран с отчетливо выраженной индустриальной структурой образуют нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны района Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Ирак, Катар), где доля промышленности в структуре ВВП достигает 50—80%. Довольно высока эта доля также в некоторых новых индустриальных странах и Китае, которые продолжают осуществлять политику индустриализации. До недавнего времени в эту группу входили и многие страны с переходной экономикой (СНГ и Центрально- Восточной Европы), но затем доля промышленности в их ВВП уменьшилась до 25—30%.
Постиндустриальная структура хозяйства (точнее, общества) начала формироваться с переходом к этапу НТР. Она характеризуется следующими главными признаками: 1) в сфере экономики — переходом от производства товаров к производству услуг, 2) в сфере занятости — преобладанием работников умственного труда, 3) в сфере науки — рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих прежде всего развитие наукоемких производств, 4) в сфере управления — принятием решений на основе новейшей информационной техники и технологии, 5) в сфере экологии — установление надежного контроля
за вмешательством человека в окружающую среду. В самой непроизводственной сфере быстрее всего растет сфера услуг — потребительских (бытовых, образовательных, здравоохранительных) и деловых (информационных, рекламных и др.).
Теперь все больше людей занято в интеллектуальной сфере. Это и средняя школа, и система высшего образования, и популяризация знаний, и издательская деятельность, радио, телевидение. Важным фактором развития производительных сил и самого человека стало восстановление его физических и творческих способностей (здравоохранение, физкультура, спорт, отдых, туризм, развлечения). Значительное увеличение спроса на потребительские товары длительного пользования (автомобили, телевизоры, компьютеры) привело к расширению сферы услуг. Все больше людей пользуются также услугами банков, страховых компаний, авиакомпаний, гостиничных и туристических фирм. Одной из важных разновидностей деловых услуг стало изучение потребительского спроса (маркетинг).
шинстве других стран Западной Европы она составляет 60—70%. В России в начале XXI в. доля сферы услуг также увеличилась до 60%. .

Интересно, что еще более высокую долю сферы услуг в структуре ВВП имеют совсем небольшие страны, часто микрогосударства, живущие за счет туризма, разных видов финансовой деятельности и предоставления других услуг. .
Итоговые же показатели, характеризующие долю сферы услуг в ВВП, таковы: для всего мира — немногим более 1/3, для экономически развитых стран с рыночной экономикой — свыше 2/3, для стран с переходной экономикой — более 1/2, для развивающихся стран — около 1/2. (Задание 4.) Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства: прогрессивные
сдвиги. НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором в настоящее время во всем мире занято 1,5 млрд человек.
В отраслевой структуре про
мышленности еще более выросла доля обрабатывающих отраслей, которые дают ныне более 9/10 стоимости всей продукции. В составе этой группы особенно выделяются отрасли «авангардной тройки» — машиностроительной, химической промышленности, электроэнергетики, от которых в первую очередь зависит научно-технический прогресс. Снижение же доли добывающей промышленности до менее чем 1/10 объясняется как постоянным уменьшением энерго- и материалоемкости производства, так и растущей заменой натурального сырья синтетическим.
Сложные процессы происходят и в составе отдельных отраслей промышленности. Некоторые отрасли вообще «уходят со сцены» (например, паровозостроение), другие — их гораздо больше — возникают заново, определяя постоянное «дробление» структуры. По классификации ООН современная промышленность включает уже более 300 отраслей и подотраслей. Вместе с тем для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов: топливно-энергетического, машиностроительного, агропромышленного и др., которые вы изучали в предшествующем курсе географии.
Изменения в отраслевой структуре сельского хозяйства происходят медленнее. Тем не менее по мере роста интенсификации, как правило, возрастает доля животноводства, которое во многих экономически развитых странах дает 3/4 валовой продукции этой отрасли. А в растениеводстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов.
НТР внесла большие изменения в «разделение труда» между отдельными видами транспор- т а. Роль железнодорожного транспорта в целом уменьшилась. Он сохраняет свое значение в перевозках массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров преимущественно на средние расстояния, во внутригородских перевозках, особенно в крупнейших городах и агломерациях. . Автомобильный транспорт лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Благодаря гибкости эксплуатации, доставке «от двери до двери» возрастает и его роль в междугородних и международных перевозках. Морской транспорт обеспечивает преобладающую часть международной торговли, но в перевозках пассажиров, за исключением туристов, уже практически не участвует. Воздушный транспорт играет большую роль в перевозках пассажиров на средние и особенно дальние расстояния. Основные модели мирового хозяйства: возможные варианты. Несмотря на относительное единство мирового хозяйства, отдельные части которого тесно связаны между собой международным географическим разделением труда, определенные различия между этими частями не могут не существовать. Как тут не вспомнить один из афоризмов Козьмы Пруткова: «Во всех частях земного шара имеются свои, даже очень любопытные, другие части». Пропорции между этими частями, определяющие своего рода пространственные модели мирового хозяйства, могут быть двучленными, трехчленными и многочленными.

Двучленная модель мирового хозяйства, соответствующая двучленной типологии стран мира, подразумевает подразделение его на две большие группы стран: экономически развитые и развивающиеся. Исходя из бросающихся в глаза особенностей географического положения, первую из них в литературе зачастую условно именуют Севером, а вторую — Югом. Благодаря более высоким темпам роста экономики доля Юга в мировом ВВП в настоящее время заметно возросла. Но этим он обязан Китаю, Индии, НИС Азии, тогда как многие страны продолжают развиваться медленно. Особенно тяжелое положение в наименее развитых странах, которые иногда называют даже «отцепленным вагоном мировой экономики». А по выражению Н. Н. Моисеева, они «отстали навсегда».
При трехчленной моде- л и мирового хозяйства выделяются экономически наиболее развитые страны Запада, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В последнее время получает распространение еще одна сходная, но все же отличающаяся от первой трехчленная модель мирового хозяйства с подразделением его на Центр. Периферию и Полупе- риферию. При этом Центр образует 25—30 стран Севера с общим населением 850 млн человек, которые в первую очередь определяют мировой научно-технический прогресс и переход мировой экономики к постиндустриальной стадии. В качестве его основных ядер фигурируют либо страны «большой семерки», либо Европейский Союз, США и Япония. В состав Периферии входит около 100 развивающихся стран Юга с преобладанием аграрной экономики, продовольственно-сырьевой международной специализации и слабо затронутых НТР. А на стыке между ними размещается Полу- периферия, к которой обычно относят новые индустриальные страны Азии, большинство нефтеэкспортирующих стран-членов
ОПЕК, наиболее «продвинутые» страны Латинской Америки, Азии и Африки, а также некоторые страны с переходной экономикой. Страны Полуперифе- рии в основном находятся на индустриальной стадии развития.
В географической литературе используется и десятичленная модель мирового хозяйства с выделением десяти главных центров, или ядер, формирование которых происходило постепенно.
До конца XIX в. по всем показателям преобладал один центр — Европа; не случайно И. А. Витвер назвал этот период «европоцентрическим». Затем образовался второй мировой центр, вскоре ставший главным, — США. В период между двумя мировыми войнами возникли новые центры мирового значения — СССР, Япония. После Второй мировой войны началось формирование таких центров, как Китай, Индия, группа нефтедобывающих стран Юго- Западной Азии, Канада. Мексика, Бразилия. В последние десятилетия на мировую арену вышли НИС Азии во главе с «четырьмя азиатскими тиграми» — Республикой Кореей, Тайванем, Еонконгом (ныне — Сянган) и Сингапуром.
В свою очередь, пропорции между этими центрами изменяются в зависимости от темпов роста их экономики. Например, в 90-е гг. намного выросла доля Китая, где темпы роста были самыми высокими, и снизилась доля СНЕ, где они были очень низкими В начале XXI в. по доле в мировом ВВП эти десять центров выстраиваются сле

дующим образом: Северная Америка, зарубежная Европа, Китай, Япония, Индия, НИС Азии, СНГ, Бразилия, страны Персидского залива, Мексика. В связи с этим появился даже новый термин — «большая семерка» Юга. В нее обычно включают Китай, Индию, Бразилию, Индонезию, Мексику, Республику Корею и Таиланд.
В последние два-три десятилетия в мировом хозяйстве постоянно возрастает роль Азиатско-Тихоокеанского региона’, который стал одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Ныне на страны АТР с населением в 3,5 млрд человек приходится уже 60% мирового ВВП и 40% объема мировой торговли. Именно АТР во многом определяет и перспективы развития мирового хозяйства. Не случайно XXI век в прогнозах все чаще называют «Тихоокеанским столетием». (Задание 5.) Территориальная структура мирового хозяйства: различия между двумя группами стран. Для характеристики географии хозяйства — как мира, так и отдельных стран — применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства. Территориальная структура хозяйства (ТСХ) — это совокупность определенным образом взаиморас
положенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моно- центрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным.
В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем «зрелости». Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов.

Во-первых, это высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия для притяжения наукоемких отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих рай-
онах находятся штаб-квартиры крупнейших корпораций, происходит, как говорят, «принятие решений».
Пример. Штат Калифорния в США — самый большой в стране и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать его как своего рода «государство в государстве», то по размерам своего ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место. Калифорния — район сосредоточения самых наукоемких отраслей.
Во-вторых, это старопромышленные районы, которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно характерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше всего старопромышленных районов на родине промышленных переворотов — в Западной Европе.

В-третьих, это аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии.
В-четвертых, это районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Достижения НТР в области техники и технологий сделали возможным освоение и таких районов.
Пример. К числу главных районов нового освоения относятся
| Север Канады и Аляска, центральная, северная и западная части Австралии, Сибирь и Даль- , ний Восток в России.
Конечно, в экономически высоко развитых странах сохраняются территориальные диспропорции между более передовыми и более отсталыми районами, однако они постепенно сглаживаются. А географический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территории все более усложняются.
В разви вающихся странах географический рисунок расселения и хозяйства во многом другой. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Азии, Африки и Латинской Америки сложились еще в тот период, когда они находились в колониальной или полуколониальной зависимости. И теперь еще так называемый колониальный тип территориальной структуры сохраняется во многих из них. Для него характерен значительно более низкий уровень «зрелости» — насыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщенность отдельных частей, своего рода очаговое использование территории. И в то же время территориальная концентрация производства и населения в большинстве этих стран значительно выше, чем в экономически развитых.
Как показали исследования ученых-географов, роль главного центра, «фокуса» всей территории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица, нередко приобретающая даже чрезмерное, гипертрофированное
развитие и подавляющая рост других городов. В приморских странах столица обычно служит и главными морскими воротами. Пример. В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3 населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителей он превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес — главный морской порт Аргентины.
В некоторых случаях роль «экономической столицы» страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Мумбай (Бомбей) и Колката (Калькутта) в Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая к таким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко со значительной промышленностью, активно участвующий в международной торговле.

Роль вспомогательных центров («фокусов») территории могут выполнять также районы экспортной специализации — либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они сравнительно мало связаны с окружающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой рынок через столичный или другой специализированный порт.
Роль же периферии играют обширные внутренние территории с преобладанием традиционного потребительского сельского хозяйства. Это главные районы «выталкивания» избыточного населения в столицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно в литературе их нередко именуют «внутренними колониями».
«Две страны в одной стране» — это выражение, пожалуй, наилучшим образом характеризует основную особенность геогра
фического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городов как бы противостоит в них остальной территории. (Задание 6.) Региональная политика: сглаживание диспропорций.
Для улучшения сложившейся территориальной структуры хозяйства большинство экономически развитых стран Запада проводит государственную региональную политику. Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей.
Эта политика направлена прежде всего на сглаживание региональных диспропорций между высокоразвитыми районами, с одной стороны, и отсталыми аграрными и депрессивными
с другой. В отсталых районах сооружаются крупные промышленные предприятия, выполняющие роль своеобразных «полюсов роста». В депрессивных районах предпринимаются попытки создания современных наукоемких производств, филиалов крупных фирм.
Региональная политика предусматривает также ограничение роста и «разгрузку» крупных городов и городских агломераций, прежде всего столичных, в которых в 60—70-х гг. происходили упадок центральных районов («ядер»), резкое обострение экологических проблем. Далее, она способствует освоению новых районов, преимущественно окраинных, периферийных. (Задание 7.)
Чтобы изменить старый колониальный тип территориальной структуры хозяйства, многие

Добавить комментарий

Закрыть меню