Политический режим в норвегии

Государственное устройство Норвегии

Норвегия — унитарное государство, основанное на принципах конституционной монархии и парламентской демократии. В стране действует конституция 1814 года с рядом позднейших поправок и дополнений. Король является главой государства и исполнительной власти. Королём Норвегии с 1991 года является Харальд V. Высшим законодательным органом страны является двухпалатный парламент — Стортинг. По основному закону страны Норвегия провозглашалась «свободным, независимым и неделимым государством», имеющим «монархическую, ограниченную и наследственную форму правления», причем изначально король обладал очень широкими полномочиями, которые постепенно уменьшались вместе с реформами конституции. Избирательное право было открыто для всего мужского населения страны к 1898 году. Женщины получали избирательные права поэтапно, сначала только имущая часть и в только коммунарных выборах (1901), а потом участие и в парламентских выборах стало возможным для всех женщин. Расширению избирательного права способствовало рождение и организация рабочего движения, которое привело к усилению влияния Норвежской рабочей партии. Церковь не отделена от государства, что отражается и в обязанности короля и хотя бы половины Государственного совета исповедовать лютеранство, причем только последние имеют права обсуждать вопросы, касающиеся государственной церкви. Король является символом норвежской нации, свою реальную власть он передает Государственному Совету. И хотя по действующей версии Конституции он все ещё обладает довольно широкими полномочиями, они «имеют чисто церемониальный характер». Власть короля не рассматривается как анахронизм, поэтому роль республиканских сил в партийном спектре чрезвычайно мала, хотя они в нём представлены и даже конституируются в новые партии, как то, например, Норвежский республиканский альянс (2005).

Высшая законодательная власть в стране принадлежит парламенту — Стортингу, состоящему из 169 депутатов. Помимо основного парламента существует и Саметинг — высший орган народности саамов, в который также проводятся выборы. Основными задачами Стортинга являются уже упомянутый контроль над работой правительства, принятие бюджета и издание законов. Для облегчения организации работы депутаты объединяются во фракции, членство в которых необязательно, что является одним из проявлений отсутствия императивного мандата.

Стортинг избирается раз в четыре года путём всеобщего демократического тайного голосования по пропорциональной избирательной системе. Исполнительная власть в стране принадлежит Правительству. Глава Правительства — премьер-министр, которым становится лидер победившей на выборах в парламент партии. С 2013 года пост премьер-министра занимает Эрна Солберг.

Демократия у наших соседей наглядна: любой гражданин может наблюдать за ходом дебатов в Стортинге, находясь на специальной галерее, а депутат, который голосует «против», не только нажимает на соответствующую кнопку, но и встает со своего места, демонстрируя своё несогласие с происходящим.

На выборах здесь невозможно применить административный ресурс: реклама кандидатов на телевидении исключена, наглядная уличная агитация — тоже. Есть партийная пресса, которую, как и всю остальную, поддерживает государство. Ещё один путь к сердцу избирателя — встречи кандидатов с населением. Политики говорят, что именно близость к народу заставляет их работать.

Супердемократичны и местные выборы. У каждой партии — свой бюллетень, где указаны все ее кандидаты. Если избирателю тот или иной претендент не по душе, то он вправе вычеркнуть его и вписать любую другую фамилию, в том числе и представителя другой партии. Есть специальный бюллетень, который сигнализирует, что избирателю не нравятся все партии и кандидаты. Норвежцы очень политизированы, процент явки на выборы здесь всегда высок.

Открытость норвежского общества поразительна: министр, шагающий на работу пешком или едущий на велосипеде, никого не удивляет. Здесь в цене не «имидж» с «мигалками», а совсем другие качества: рациональность, предсказуемость, логичность.

В результате продуманного комплекса мер продолжительность норвежской жизни по нашим меркам просто запредельная: у женщин — 82,5 года, у мужчин — 77,7. Многие пенсионеры, кстати, доживать перебираются «на юга» — например, в Испанию. Могут себе позволить это удовольствие — минимальная пенсия в пересчете на российские рубли составляет около 65 тысяч.

Для зрелой демократии, как показывает опыт Норвегии, необходимы, по крайней мере, два фактора: физически здоровое население и неангажированная пресса.

Государственное устройство и политическая система Норвегии

Норвегия — конституционная монархия. Глава государства — король. Королевский дом — династия Шлезвиг-Гольштейн-Зогденбург-Глюксбург: Харальд V, король Н. (с 17 января 1991), родился 21 февраля 1937; Соня, королева Н. (4 июля 1937); Хокон, кронпринц Н. (20 июля 1973) и принцесса Марта-Луиза (22 сентября 1971). Король Н. Харальд V постановил, что принцесса Марта-Луиза после 1 февраля 2002 потеряла свой титул и все связанные с ним привилегии после замужества и её решения продолжать работу в собственной компании Prinsesse Martha Louises Kulturformidling.

В административном отношении страна делится на 20 областей (фюльке), в их числе и крупнейшие города Осло и Берген.

Согласно действующей Конституции (17 мая 1814) с последующими изменениями престолонаследие передаётся по прямой линии независимо от пола. У короля Н. сохранились формально достаточно широкие полномочия. Он назначает и смещает премьер-министра, утверждает законы, объявляет войну и заключает мир, является верховным главнокомандующим Вооружёнными силами и главой государственной церкви.

Законодательная власть осуществляется стортингом (165 депутатов), избираемым всеобщим равным и тайным голосованием по пропорциональной системе сроком на 4 года. На первой сессии стортинга депутаты избирают из своего состава 1/4 депутатов, образующих лагтинг, в качестве высшего совещательного органа, остальные составляют одельстинг. Исполнительная власть формально принадлежит королю, который назначает Государственный совет (правительство), формируемый, как правило, из партий парламентского большинства. Вся полнота исполнительной власти на практике принадлежит правительству, возглавляемому премьер-министром.

Управление в фюльке (провинциях) осуществляет назначаемый королём фюлькесман (губернатор), при нём имеется фюлькестинг (областной совет), состоящий из председателей советов сельских и городских коммун. В каждой коммуне имеется выборный орган местного самоуправления — собрание представителей.

Судебную систему Н. образуют суды первой и второй инстанций и Верховный суд — высший орган судебной власти; все судьи назначаются королём.

Избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет и проживающие в стране не менее 5 лет.

Важная особенность внутриполитической жизни Н. — установление своеобразного баланса между социальными и политическими силами страны. Специфическому социально-классовому согласию соответствовала действующая т. н. двухполюсная партийно-политическая система, которая подвергается эрозии в последнее время. На одном полюсе находятся социал-реформистская Норвежская рабочая партия (НРП — с 1887) (Det Norske Arbeiderparti, входит в Социнтерн) и левые социалисты (Социалистическая народная партия — Sosialistiske Folkeparti, основана в 1961); на другом — все правоцентристские буржуазные партии: Хёйре (Hoyre — с 1885) — консерваторы, первая политическая партия страны — Венстре (Venstre — с 1884) — либералы, клерикальная Христианско-народная партия (ХНП — Kristelig Folkeparti, основана в 1933) и Партия Центра (Senterpartiet, до 1959 именовалась Крестьянской партией, с мая и до конца 1959 — Норвежской демократической партией, основана в 1920). При таком балансе сил существенное влияние оказывает популистская Партия Прогресса (ПП — Fremskrittspartiet — основана в 1973), с которой пока отказываются сотрудничать как левые, так и правые партии.

Между правоцентристскими партиями в целом и социал-демократами не было непримиримых противоречий. Фактически сложилась и функционирует корпоративная система принятия решений, причём роль координатора в этой структуре (государство — профсоюзы — предприниматели) взяли на себя представители властей, которые проводят курс «социального партнёрства»: заключение коллективных договоров о заработной плате и других условий труда, деятельности трудовых судов, улаживании трудовых конфликтов. Ведущими звеньями системы партнёрства являются, с одной стороны, объединения предпринимателей, а с другой (с 1899 общенациональное) — Центральное объединение профсоюзов Н. (ЦОПН). Система сотрудничества между бизнесом и государством дополняется также неформальными связями.

В централизованной структуре предпринимательских союзов главную роль играет Конфедерация норвежских предпринимателей (200 тыс. чел.), а доминирующим влиянием пользуются Союз судовладельцев, Промышленный союз, Союз сельских хозяев-производителей. В ЦОПН представлены св. 40 отраслевых профсоюзов (700 тыс. членов), а в Конфедерации норвежских государственных служащих (30 отраслевых союзов, даже уникальный профсоюз пенсионеров) насчитывается 120 тыс. членов. Влиятельны: Кооперативное объединение (основано в 1906, 0,5 млн пайщиков), Союз квартиросъёмщиков (1939), Рабочий просветительный союз (1931) и Рабочий союз молодёжи (1903).

Основные условия продажи рабочей силы вырабатываются раз в 2 года на переговорах между КНП и ЦОПН в виде рамочных и общих договоров. Первое базовое соглашение было заключено ещё в 1935 и до сих пор служит в качестве образцового «трудового кодекса».

В 1960-х — нач. 70-х гг. развернулась острая внепарламентская борьба вокруг проблемы членства Н. в «Общем рынке», её главным итогом стал отказ от вступления в организацию. Референдум 1972 по этому вопросу нанёс своеобразную «травму» норвежской партийно-политической системе. На референдуме 1994 противникам членства страны в ЕС удалось добиться своей повторной победы.

Доминирование НРП в норвежской политике сошло на нет в кон. 1980 — нач. 90-х гг. По итогам последних очередных выборов (10 сентября 2001) сложилось следующее соотношение сил: НРП 24,3% голосов (43 депутатских места), Хёйре 21,2% (38), Партия Прогресса 14,6% (26), СЛП 12,5% (23), ХНП 12,4% (22), ПЦ 5,6% (10), Венстре 3,9% (2) и Партия Побережья 1,7% (1). На их основе было сформировано второе коалиционное правоцентристское правительство (Хёйре, ХНП, ПЦ, Венстре) во главе с Х.-М. Бунневиком. Среди партийно-политических сил по-прежнему борьба ведётся в основном вокруг сокращения налоговых ставок, роли государства и социальных льгот. В последнее время общественные движения борются против отрицательных последствий глобализации, нарушающих традиционные устои.

После окончания «холодной войны» и перехода к постбиполярной системе углубилось участие Н. в процессах мировой интернационализации и региональной интеграции. Прежде доминировавшее «атлантическое» направление внешней политики утратило определяющую роль. Норвежская политика — «базовая» и «атомная», которая декларировала отказ от размещения иностранных войск и ядерного оружия на территории страны в мирное время, сейчас снята с политической повестки властями. Эрозия «атлантизма» связана с изменением стратегической роли страны и сокращением военных усилий Н. в НАТО. Значение норвежской инфраструктуры для американской стратегии и НАТО в целом сократилось. Однако руководство страны стремится при любых условиях сохранить «особые» норвежско-американские отношения.

Растущую роль играет «европейское» направление. Несмотря на вынужденный отказ от вступления страны в ЕС и возникшие в связи с этим определённые затруднения в отношениях с основными союзниками в Европе, Н. активно развивает сотрудничество с ЕС. В 1973 заключено соглашение о свободной торговле промышленными товарами, в 1994 — соглашение о Европейском экономическом пространстве. В рамках механизма европейского политического сотрудничества Н., опираясь на свой нефтяной фактор, эффективно обеспечивает национально-государственные интересы, хотя и не принимает участия в процессе принятия решений ЕС.

Сохраняет своё значение «северное» направление, которое страна реализует через Северный Совет. В 1990-х гг. сотрудничество стран Севера осуществлялось в основном с государствами Балтии и в рамках программы «северного измерения» ЕС.

Н. — одна из стран — основательниц ООН. Норвежец Трюгве Ли был избран её первым генеральным секретарём. Осло рассматривает ООН в качестве главного органа по поддержанию международного правопорядка и системы международной безопасности. Норвежская дипломатия сыграла важную посредническую роль в урегулировании конфликтов между ООП и Израилем, в Гондурасе и Шри Ланке. Н. занимает конструктивную позицию по проблемам развития стран «третьего мира», она среди немногих развитых стран, которые предоставляют 1% ВНП в виде помощи развивающимся странам.

Вооружённые силы Н. находятся в процессе реорганизации, состоят из Сухопутных войск — СВ, ВВС, ВМС и хеймверна (национальная гвардия). Численность постоянного состава 27 тыс. чел. и 220 тыс. чел. в резерве. Военные расходы 3,2 млрд долл. США, 2,1% ВВП (2002). Хотя комплектование ВС на основе закона о всеобщей воинской повинности (призывной возраст 20 лет) сохраняется, из ежегодного призывного контингента в 27 тыс. чел. только 10 тыс. призывается на действительную службу (срок 12 мес.).

Руководство, которое осуществляет главнокомандующий через объединённый штаб и управление генеральных инспекторов видов Вооружённых сил, претерпевает изменения в сторону усиления роли районов территориальной обороны.

Н. имеет дипломатические отношения с РФ. В сентябре 1921 Н. признала Советскую Россию де-факто, а в феврале 1924 признала СССР де-юре. Взаимоотношения между Н. и Россией существуют с давних времен, они никогда не находились в состоянии войны. В 1905 Россия первой из великих держав признала независимость Н. В России с благодарностью вспоминают Ф. Нансена, организатора международной кампании помощи голодающим в 1921—23. Яркой страницей в истории отношений является боевое братство в годы 2-й мировой войны.

В годы «холодной войны» советско-норвежские отношения переживали трудный период. В ноябре 1955 состоялся официальный визит в СССР премьер-министра Э. Герхардсена, а в 1964 Н.С. Хрущёва и в 1971 Л.И. Брежнева в Осло. В 1970—80-х гг. было подписано 60 межгосударственных и межправительственных соглашений и договоров. Отдельной страницей стала встреча 5 декабря 1986 М.С. Горбачёва с премьер-министром Гру Харлем Брундтланд (НРП).

С образованием РФ возобновились продуктивные связи в различных областях. Кульминацией контактов стали визиты президента Б. Ельцина в Осло в 1996 и короля Н. в Москву в мае 1998. Важным событием стал официальный визит в Осло президента РФ В. Путина (ноябрь 2002), по итогам его переговоров с премьер-министром Хьелем Магне Бунневиком было подписано Совместное заявление, в котором стороны договорились о расширении сотрудничества в северном регионе.

Между заинтересованными ведомствами СССР, а позже РФ и Н. на протяжении 30 лет проводятся консультации по урегулированию вопросов делимитации — разграничения Баренцева моря, которые охватывают 155 тыс. км2, и закрепления разделительной линии протяжённостью 1700 км. Благодаря взаимным уступкам и компромиссам к нач. 2003 дискуссия идёт примерно о 5% спорной акватории и шельфа.

Добавить комментарий

Закрыть меню