Принятие христианства распространение ислама

Принятие христианства на Руси. Распространение ислама.

В 988г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство, имевшее большое значение для дальнейшего развития Руси. Единая вера служила как укреплению государственной власти, так и территориальному единству Древней Руси. Крещение на Руси имело и международное значение. Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее – и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; в отдельных областях Руси были епископы, которым подчинялись священники. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину». Ислам возник в VII в. в Аравии. С 622г. начинается мусульманское летоисчисление. Идея наднациональной государственности лежала в основе новой религии, воплотившейся в огромной империи, которая объединила различные народы и религии. Арабский халифат в начале средних веков простирался от Атлантического океана до Средней Азии. Догматические основы ислама, составлявшие основу мусульманского закона – шариата, постепенно усваивались тюрко-язычными племенами, населявшими территории, примыкавшие к южным славянским землям. На формирование и развитие Древней Руси ислам заметного влияния не имел. И только при смешении тюрко-язычных племен с татаро-монгольскими, их культура стала исламизироваться. В 1312г.

золотоордынский хан Узбек объявил ислам государственной религией.

Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы XX века. НЭП.

В экстремальных условиях гражданской войны проводимая Советским правительством внутренняя политика получила название «военный коммунизм». Предпосылки для её реализации были заложены широкой национализацией промышленности и созданием государственного аппарата управления ею (прежде всего, Всероссийского Совета Народного Хозяйства – ВСНХ), опытом военно-политического решения продовольственных задач через комитеты бедноты в деревне. С одной стороны, политика «военного коммунизма» воспринималась частью руководства страны как закономерный шаг к быстрому построению безрыночного социализма, что, якобы, соответствовало принципам марксистской теории. В этом они рассчитывали опереться на коллективистские представления миллионов рабочих и малоимущих крестьян, готовых поделить всю собственность в стране поровну. С другой стороны, это была вынужденная политика, обусловленная нарушением традиционных экономических связей между городом и деревней, необходимостью мобилизовать все ресурсы для победы в гражданской войне.


БИЛЕТ № 11

Эволюция восточнославянской государственности, причины ее распада

В XII веке.

Это третий период истории Киевской Руси, начало перехода к территориально-политической раздробленности.Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятьюсвоими сыновьями, хотя существовал порядок передачи престола к старшему в роду, получивший название «лестничного» (от слова «лестница»). Сложность династических отношений, рост могущества каждого отдельного княжества, личные амбиции неминуемо вели к княжеским междоусобицам. Богатство же отдельных княжеств основывалось, прежде всего, на богатстве местных землевладельцев – бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных ему крестьянских общин.Наиболее популярным на Руси в это время был Владимир Всеволодович Мономах (внук византийского императора Константина Мономаха). По его инициативе в 1097г. на Любеческом съезде князей было принято решение прекратить междоусобицы и провозглашен принцип «Каждо да держит отчину свою». Но усобицы продолжались.

· Образование СССР. Культурная жизнь страны в 1920-е годы.

30 декабря 1922 г. в Москве I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе Российской СФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и право их свободного выхода из Союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.Юридической основой СССР стала Конституция, принятая в январе 1924г. II съездом Советов СССР. Она провозглашала создание единого союзного государства как федерации суверенных советских республик. В ведении республик находились вопросы внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Вопросы внешней политики, транспорта, связи решались на союзном уровне. Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. Столицей СССР объявлялась Москва.Конституция СССР сохранила принципы Конституции РСФСР 1918 г. в области избирательного права. Сохранялись многоступенчатая система выборов, открытое голосование, преимущества рабочего класса, лишение избирательных прав эксплуататорских элементов и служителей религиозных культов.Национальная политика в СССР была направлена на преодоление исторически сложившегося неравенства народов в хозяйственной, социальной и культурной сферах.В состав Союза вошли новые республики: в 1924-1925 гг. на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик были созданы Узбекская и Туркменская ССР. В 1929 г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику.Изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа, районы. Уточнялись границы. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 1920-е годы, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

БИЛЕТ № 12

Распространение ислама

Распространение ислама

К концу жизни пророка Мухаммада было основано первое исламское теократическое государство – Арабский халифат, занимавший всю территорию Аравийского полуострова. В 30-х годах 7 века халифат добился значимых успехов в извечном противостоянии с Византией и могущественным государством Сасанидов. А в 639 году начался триумфальный поход арабов-мусульман в Египет, который завершился его подчинением.

После убийства двоюродного брата Мухаммада, халифа Али, в 661 году столица халифата была перенесена в Дамаск, а трон заняла династия Омейядов. Последующее распространение ислам получил в ходе успешных арабских завоеваний. В этот же период времени новая религия стала известна и почитаема в странах Ближнего и Среднего Востока, а немного позже – на Дальнем Востоке, в Африке и Юго-Восточных регионах Азии. Население покоренных земель охотно принимало новую веру, что существенно упрощало им жизнь и позволяло пользоваться некими льготами при обложении повинностями.

В 711 году мусульмане заняли Пиренеи, но поражение в битве близ Пуатье в 732 году остановило их победное шествие вглубь Европы и вынудило повернуть обратно. В начале 9 века арабы завладели Сицилией, но в самом конце 11 века были вытеснены из этого региона нормандскими племенами. Начало 10 века ознаменовалось отколом от халифата Пиренейского полуострова, Северной Африки и ряда восточных территорий.

В 11-18 веках ислам получил широкое распространение в Северной Индии. Тяжкие испытания выпали на долю мусульман в 13 веке в связи с нашествием монголов, в конце концов положившим конец существованию халифата. Но уже во второй половине 13 века монголы-завоеватели приняли ислам, а в 14 веке их государство прекратило свое существование.

В 14-16 веках ислам стал главенствующей религией в Индонезии. Этому в немалой степени поспособствовали индийские и арабские купцы. В это же время ислам проник к народам Причерноморья, Западной Сибири и Северного Кавказа. Реконкиста в 15 веке стала причиной падения ряда исламских государств на Пиренеях. Но в это же время была образована Османская империя, в 16-17 веках поглотившая страны ближнего Востока, Балканского полуострова, Северной Африки и Малой Азии и продолжившая распространять ислам. А так же с начала 16 века с периода правления султана Явуз Салима, Османские султаны приняли титул халифа мусульман. Это продолжалось вплоть до последнего султана Вахдетдина, который был насильно низложен в 1920 годах.

К концу 19 века ряд исламских стран превратился в европейские колонии или так либо иначе в какой-то мере стали зависеть от Европы. Интенсивная борьба против колонизации и колонизаторов привела к политизации ислама, процесс которой длился на протяжении практически всего 20 века. Итогом этой борьбы стало появление так называемого политического ислама – исламизма. Это течение особенно укрепило свои позиции в мире после исламской революции 1978-1979 годов в Иране.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 1.6 миллиарда мусульман, т.е. порядка 23% населения планеты. В 35 странах из 120 мусульмане составляют основную часть населения, а в 28 – ислам является государственной религией.

Добавить комментарий

Закрыть меню