Просох после дождя

Стр. 50–52. Разнообразие почв



Стр.50

• Вспомни, что называют почвой. Ты изучал это в 3 классе.

Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

• Как образуется почва?

Образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием всех компонентов природы: солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы, действуя друг на друга, образуют почву.

Стр.52

1. Вспомни, какое значение имеет почва для жизни природы.

В почве под влиянием живых организмов и других факторов постоянно происходит образование и разрушение сложных органических соединений. Благодаря процессам круговорота веществ в почве постоянно поддерживается плодородие. Растения берут из почвы необходимые для своего питания вещества. Почва – это среда обитания для большинства живых существ: растений, животных, микроорганизмов. Самое главное значение почвы в том, что люди получают из нее все необходимое для жизни.

2. Расскажи, какие бывают почвы.

Подзолистые и чернозёмные почвы, встречаются также серые лесные почвы, торфяно-болотные, засоленные (солончаки) и некоторые другие.

3. Рассмотри рисунок на странице 51. Определи, какая почва более плодородная: подзолистая или серая лесная. По какому признаку ты это определил?

Более плодородная серая лесная почва, так как там есть перегной.

4. Почему Землю часто называют «матушкой», а почву — «кормилицей»?

Овощи и фрукты, злаки и зелень, мясо домашних животных и птиц, молоко, рыбу, мед – все эти чудесные и питательные дары дает нам земля. Как же не называть ее кормилицей? Ведь она кормит не только человека, но и диких животных: травоядные животные с удовольствием питаются сочной травой, растущей на земле. Насекомые, опыляющие цветы, растущие на лугах, питаются их сладким нектаром. Птицы также с удовольствием лакомятся плодами земли: травами, орехами, шишками, ягодами, хвоей. Воистину нет предела щедротам земли, кормящей и питающей всех, кто живет на ней. Не менее богаты и полезны для людей ее недра, которые сравнивают с волшебной кладовой. В глубинах Земли за миллионы и миллиарды лет ее существования скопилось огромное количество полезных ископаемых, идущих на благо человеку.

5. Объясни, почему почву необходимо беречь. Какие меры по охране почв тебе известны?

Почва кормит растения, животных, человека, поэтому ее нужно беречь и охранять. Лесные полосы защищают почву от выдувания ветром. Кроме того, они задерживают на полях снег, в результате чего почва лучше увлажняется. Прежде чем начать стройку или разработку месторождений полезных ископаемых, осторожно снимают плодородный слой почвы на этих участках и сохраняют его.

6. а) Определите, как вода передвигается в почве.

1) Насыпьте поровну сухой почвы в два цветочных горшка и поставьте их на тарелки.

2) В одном горшке почву обильно полейте водой. В другом горшке оставьте почву сухой, а воду налейте в тарелку.

3) Через некоторое время проверьте, что у вас получилось. Сделайте вывод. Через некоторое время почва во втором горшке тоже станет влажной, даже на поверхности, так как вода в почве может двигаться в разных направлениях: и сверху вниз и снизу вверх.

б) Определите, как разные почвы удерживают воду.

1) В два стакана поместите воронки. Закройте отверстия в воронках ватой.

2) В одну из них насыпьте песчаную почву, а в другую — глинистую. Налейте в воронки одинаковое количество воды.

3) Сравните, через какую почву прошло большее количество воды. А какая почва удержала воду?

Песчаная почва быстро пропускает воду, а глинистая – удерживает воду.

7. На основании опыта определите, на какой почве растения будут лучше расти без полива в засушливое лето, а на какой в дождливое.

Лучше будут расти растения без полива в засушливое лето на глинистой почве, которая удерживает влагу. А в дождливое лето – на песчаной почве, так как она пропускает воду.

8. Узнай, какие почвы преобладают в местности, где ты живёшь.

В моей местности преобладают серые лесные почвы.

9. Подумай, какую роль играет почва во взаимосвязи живой и неживой природы.

Растения получают из почвы минеральные соли и воду, а растениями питаются животные. Рано или поздно все живые организмы умирают и попадают в почву. Почва служит средой обитания для огромного количества живых существ.

Добавить комментарий

Закрыть меню