Сан микеле ин форо

Италия, Лукка. Собор Сан-Микеле-ин-Форо

Главная » Италия » Тоскана » Италия, Лукка. Собор Сан-Микеле-ин-Форо

Главная площадь итальянского города Лукка — площадь Сан-Микеле (Piazza San Michele). Свое название площадь получила от расположенного здесь собора Сан-Микеле-ин-Форо (Chiesa di San Michele in Foro).

Типичный храм в пизанском стиле с разноцветными полосами мраморных колонн на фасаде расположен на приподнятой и огороженной столбиками с цепями площадке в центре площади.

Левый верхний угол фасада собора украшает статуя Мадонны работы Маттео Чивитали, выполненная в 1480 году в благодарность за избавление города от чумы.

Собор Святого Архангела Михаила был построен на месте бывшего римского форума. «Ин-форо» в названии собора как раз и указывает на существование на этом месте форума. Церковь в форме латинского креста была возведена здесь в 8 веке, рядом были расположены монастырь и больница.

Высокая колокольня собора была построена в 12-13 веках, но в 14 веке по приказу правителя Пизы была укорочена, так как колокольный звон было слышно слишком далеко, даже в Пизе.

В 1070 году была начата полная реконструкция, которая закончилась лишь в конце 14 века. Церковь была отрезана каналом от основной площади, попасть внутрь можно было только по деревянному мосту.

Интерьер трехнефного храма украшают монолитные колонны, образущие массивные аркады.

В Средние века в храме Святого Михаила в Лукке собирался городской совет Консильо Мадджоре. Последнее заседание состоялось здесь в 1370 году.

В соборе сохранился оригинальный пол.

В храме сразу привлекает внимание белоснежная скульптурная «Мадонна с младенцем» работы Андреа делла Роббиа. Изображение Мадонны выполнено из терракоты и покрыто глазурью.

В соборе Сан-Микеле можно увидеть также алтарь «Магрини» работы Филиппино Липпи и остатки фрески 14 века «Мадонна с Младенцем на троне».

Над входом в собор расположен орган. Почему так редко можно услышать звучание органа в церквях? Причем, это относится не только к Италии.

Фасад собора Сан-Микеле-ин-Форо в Лукке венчает статуя Святого Архангела Михаила. На пальце Архангела надето кольцо, украшенное бриллиантом — подарок одного из прихожан в благодарность за совершенное чудо.

Говорят, что в сумерки можно увидеть блеск бриллианта. Мы покинули Лукку до наступления темноты и не имели возможности убедиться в правдивости слухов. Зато у нас теперь есть повод вернуться и проверить!

P.S. Периодически получаю письма от читателей, что все мои рассказы о достопримечательностях очень поверхностные. Да, на самом деле, это так. Не ставлю своей целью написание диссертации по истории искусства, лишь делюсь впечатлениями и фотографиями. Да и при том количестве путешествий, которые я совершаю в последние годы, не реально вникнуть в подробности истории каждого увиденного шедевра…

Церковь Сан Микеле ин Форо (San Michele in Foro)

***

Итак, мы отправляемся с вами к одной из красивейших церквей Лукки. Расположилась она в историческом центре на одноименной площади Сан Микеле (Piazza San Michele).

Римско-католическая церковь Сан Микеле ин Форо (San Michele in Foro), была построена на месте древнеримского форума в XII веке. Первые упоминания о ней датируются 795 годом. В 1070 году, по предложению папы Александра II, начались работы по её полной реконструкции, которые продолжались вплоть до XIV века.

Благодаря своему богатому и красивейшему фасаду, Сан Микеле часто принимают за Дуомо (Duomo) — центральный городской собор. Как известно, в Италии, в каждом городе, самая богатая и самая большая городская церковь является главным собором.

Датированный 13 веком, фасад подвергся значительной переделке в 19 столетии. Сегодня, при внимательном рассмотрении, на нем можно увидеть «портреты» известных личностей, среди которых Христофор Колумб, Галилео Галилей, Данте Алигьери, Наполеон I и Наполеон III, Кавур, Матильда ди Каносса, король Италии Витторио Эмануэле и многие другие (для детального рассмотрения фасада, воспользуйтесь схемой с указанием имен, слева).

Вершину Сан Микеле венчает 4-х метровая статуя Святого Михаила Архангела, по бокам которого расположились два ангела.

Внимательно рассмотрев фасад, в нижнем правом углу обратите внимание на «Мадонну с Младенцем» — работу знаменитого скульптора Маттео Чивитали (Matteo Civitali), оригинал которой находится внутри церкви и является частью Алтаря возведенного после чумы 1476-1480 годов.

При всем своем наружном великолепии, внутреннее убранство Сан Микеле достаточно скромное, однако здесь хранятся подлинные произведения искусства.

Внутри церкви вы можете увидеть:

— из остатков настенных фресок, «Мадонну с Младенцем на троне» (La madonna in trono col Bambino), датируемую второй половиной XIV века (8),

— статую «Мадонны с Младенцем» (Madonna col Bambino) знаменитого уроженца Лукки Маттео Чивитали (Matteo Civitali) (7),

— «Мадонну с Младенцем» (Madonna col Bambino) из терракоты, находящуюся за стеклом и расположенную над первым алтарем правого нефа — единственное произведение знаменитого Луки делла Роббья (Luca della Robbia) сохранившееся в городе (6).

Из убранства, относящегося к XVI веку, справа от главного алтаря, в церкви находится работа знаменитого художника эпохи Возрождения Филиппино Липпи (Filippino Lippi)(2).

В левом трансепте церкви вы можете видеть»Обручение Девы Марии» (Sposalizio della Vergine) Агостино Марти (Agostino Marti)(3).Там же расположен и горельеф c «Мадонной и Младенцем» (Madonna col Bambino) — все что осталось от погребального монумента епископа Сильвестро Джильи (Silvestro Gigli), выполненного между 1522 и 1523 годами Баччио (Baccio) и Раффаэлло из Монтелупо (Raffaello da Montelupo)(4), демонтированного и большей частью утерянного в начале XIX века.

На правой боковой стене обратите внимание на холст «Мученичество Святого Андрея» ( Martirio di sant’Andrea), кисти Пьетро Паолини (Pietro Paolini)(5).

И наконец, завершая обзорную экскурсию по Сан Микеле, обратите свое внимание на главный алтарь, который украшает работа Джованни Вамбре (Giovanni Vambre’), датируемая 1755 годом — это большой Крест (Croce)(1) расписанный в XII веке.

Мне хотелось бы вернуться вместе с вами к работе знаменитого Филиппино Липпи (Filippino Lippi)(2) — «Алтарю четырех святых» 1483 года, с изображением святых Иеронима, Себастьяна, Роха и Елены (Santi Elena, Rocco, Sebastiano e Girolamo).

Филиппино Липпи родился в 1457 году в Прато (Prato), недалеко от Флоренции, в семье знаменитого художника Фра Филиппо Липпи и Лукреции Бути. Великий Липпи старший умер, когда Филлиппино исполнилось 12 лет и живописи мальчик учился у Фра Диаманте (Fra Diamante), впоследствии развиваясь под влиянием отцовских работ и знаменитого ученика отца — Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, настоящее имя которого Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi).

Отец Филиппино (Fra Filippo Lippi) был одним из талантливейших художников раннего Возрождения. Должна сказать, что для меня и по сей день остается загадкой одно обстоятельство. Как так получилось, что имя Сандро Боттичелли известно практически всем, а Фра Филиппо Липпи знают лишь люди, интересующиеся живописью? Работы этого прославленного художника можно увидеть во Флоренции, в Галерее Уффици. И если уж вы будете во Флоренции, то обязательно загляните и в Прато. Здесь, в главном городском соборе находится знаменитая La Cappella Maggiore: истории из жизни Иоанна Крестителя и Святого Стефана, представленные в главном алтаре, считаются вершиной творчества художника.

Я не являюсь большой поклонницей Боттичелли, но искренне восхищаюсь талантом Фра Филиппо Липпи и всегда с радостью возвращаюсь к его работам, точно так же, как и к произведениям его не менее талантливого сына Филиппино.

В той же Флоренции, достаточно посетить Базилику Санта Мария Новелла (Basilica di Santa Maria Novella) и Капеллу Бранкаччи (Cappella Brancacci) в Базилике Санта Мария дель Кармине (Basilica Santa Maria del Carmine), чтобы навсегда влюбится в творчество Липпи младшего.

В Лукке, проходя мимо Сан Микеле, я часто забегаю внутрь, чтобы навестить «Алтарь четырех святых», потому что здесь всегда есть возможность остаться один на один с творением великого итальянца и глядя на него, мысленно унестись в эпоху, которая подарила миру великое множество итальянских гениев.

Марина Николаева, октябрь 2015
фото Марины Николаевой

Лукка (Lucca). Италия

Главная — Италия — Тоскана

Лукка. Италия.
Город Лукка (Lucca) расположен в регионе Тоскана, он полностью окружен крепостной стеной и привлекает туристов средневековой атмосферой. Лукку часть часто называют городом башен и церквей.
Основателями Лукки скорее всего были лигуры. Название Лукка произошло от слова «luck» — «лук» — болотистая местностью.
В III веке до н.э. в Лукку пришли римляне, и город стал одним из крупнейших военных лагерей Римской империи.
В античные времена Лукка знаменита тем, что здесь произошла встреча участников Триумвирата: Цезаря, Красса и Помпея.
В те времена это был богатый и крупный город.
В XIII веке Лукка стала крупнейшим торговым центром Европы. С 1440 года во главе местной Синьории находился Паоло Гуиниджи. В это время Лукка достигла своего рассвета, но после смерти Гуиниджи стала рядовым городом.
Город окружен оборонительным кольцом — величественными городскими стенами, протяженность которых составляет 4,2 км. Возводилась стена в XVI-XVII вв.
Это единственный город в Италии полностью окруженный стенами, которые защищали город от наводнений.
В начале XIX века архитектор Лоренцо Ноттолини превратил стены в широкий бульвар, засаженный в несколько рядов великолепными платанами.
По периметру стены расположены одиннадцать бастионов разных форм и размеров. Два из них, называемые Torrione del Bastardo и бастион San Martino, сохранились до наших дней в том виде, каком были построены в XVI в.
От ж/д станции пройдем по viale Regina Margherita влево до piazza Risorgimento, здесь расположены самые старые из трех ворот города — Porta San Pietro (1565-1566), это единственные ворота, через которые в Лукку позволялось въезжать иностранцам. Они выполняли функцию паспортного и таможенного контроля.

На площади Наполеона (piazza Napoleone) находится герцогский (народный) дворец (Palazzo Pubblico — Palazzo Ducale).
Герцогский дворец, в котором жила Элиза Бонапарт — сестра Наполеона Бонапарта с супругом, был выстроен архитектором Бартоломео Амманати в 1578-1582 гг. и перестроен в XVIII и XIX вв.
Во дворце располагается старинная библиотека и картинная галерея, в соседнем особняке Manzi palace, так же находится картинная галерея.

Городская планировка сохранилась со времен римского лагеря — в центре города пересекались две улицы — одна, проходившая с севера на юг (кардо), вторая — с востока на запад (декуманус). Т.е. план города представлял собой прямоугольник или квадрат, пересеченный, как шахматная доска, улицами, идущими параллельно кардо и декуманус.
В Лукке улицы, идущие с севера на юг — виа Ченами (via Cenami) и виа Филлунго (via Fillungo), а также виа Сан-Паолино (via San Paolino), виа Рома (via Roma) и виа Санта-Кроче (via S.Croce) с запада на восток разделяют Лукку на четыре части. Вблизи их пересечения образовывается квадратная площадь (каструм) — Форум — площадь Сан-Микеле-ин-Форо (piazza di San Michele in Foro).
Здесь находится церковь Сан-Микеле-ин-Форо (Chiesa di San Michele in Foro).

Лукка, церковь Сан-Микеле-ин-Форо

Лукка, церковь Сан-Микеле-ин-Форо
Церковь построена на месте древнеримского форума в XII веке.
Форма собора копирует форму большого корабля, кайма которого поддерживается арками на монолитных колонах из мрамора. Внешняя сторона церкви охарактеризована высоким фасадом, украшенным мраморной статуей Архангела Михаила. Говорят, в кольцо, надетое на его палец, инкрустирован самый настоящий бриллиант, подарок преданного прихожанина. И действительно, когда над городом опускаются сумерки, то из определенного места на площади, если пристально всмотреться в руку святого, можно заметить необычную ярко светящуюся точку.
По соседству с Сан-Микеле находится дом, в котором родился Джакомо Пуччини (Corte San Lorenzo, 8). Памятник великому итальянскому композитору стоит тут же на небольшой площади. В доме XV века можно увидеть портреты Пуччини, костюмы, созданные для его опер, пианино, за которым он сочинял свою последнюю, неоконченную им, оперу «Турандот».
Недалеко — небольшая площадь piazza di San Salvatore, называемая также площадью Милосердия. Здесь находится одноименная церковь Сан Сальваторе. Строгая форма церкви относится к XII в.

Лукка, церковь Сан Сальваторе
Если пройти по виа Рома, а потом по виа Фаллунго, то выйдем на Рыночную площадь (Piazza del Mercato или Piazza dell’Anfiteatro).
Площадь расположена на месте бывшего древнеримского амфитеатра, только богатый город мог позволить себе построить арену для гладиаторских боев.
На протяжении веков мраморные блоки стен амфитеатра использовались для строительства жилых, коммерческих помещений и мастерских ремесленников, но первоначальная форма сооружения в виде овала сохранилась.

Низкие арочные проходы на площади — это ворота, через которые звери и гладиаторы выходили на арену.

Лукка, площадь Амфитеатра
Теперь это главная торговая площадь Лукки.
Лукка, площадь Амфитеатра
Недалеко от Лукка, площадь Амфитеатра находится Базилика Сан Фредиано (Basilica di San Frediano).
Лукка, Базилика Сан Фредиано
Это единственная церковь в городе, построенная в романском стиле в 1112-1147 гг. на месте более древней церкви.
Фредиано был ирландским епископом Лукки в первой половине VI века, который основал здесь церковь, посвященную Святому Винсенту (San Vincenzo), мученику из испанской Сарагосы. Когда Фредиано умер и был похоронен в этой же церкви, церковь в знак уважения к епископу нарекли именем святых Фредиано и Винсенто (Ss. Frediano, Vincenzo).
Фасад церкви украшает цветная мозаика «Вознесения Христа». Можно заметить, что Христос возносится в «магическом яйце».
Внутри базилика богато украшена белым мрамором.Стоит обратить внимание на романскую крестильную купель (фонтана лустрале) XII века работы мастера Роберто (Roberto). Купель имеет необычную форму и украшена мраморными фигурками на библейские темы.
Лукка, Базилика Сан Фредиано
Гробница Сан-Фредиано лежит под алтарем, который датирован XVI веком.
В капелле справа от алтаря находится гробница Святой Зиты (St. Zita).
Святая Зита была популярной святой в Лукке и упокоилась навеки в стеклянном гробу, над которым ангелы держат золотое распятие, а на стенах капеллы изображены эпизоды из ее жизни. Святая Зита считается покровительницей всех домашних работников: лакеев, слуг, официантов. Ей возносят молитву при утере ключей или других предметов домашнего обихода.
Лукка, Базилика Сан Фредиано
Средневековая башня Часов (Torre delle Ore). Первые упоминания о башни датируются XIV веков, в связи с тем, что на ней установили первые часы. Часы были без циферблата и отмечали звоном наступления полночи.
Чуть дальше находится башня и дворец Гуиниджи (Torre Guinigi). (via Sant’Andrea 45)
Лукка, башня Гуиниджи
Дворец Гуиниджи и одноименная башня представляют собой изумительный пример средневековой архитектуры Лукки. Дворец Гуиниджи не просто особняк, а целый городок из кирпичных зданий с башнями и арочными окнами, в которых проживали многочисленные родственники семейства Гуинджи, самой знатной фамилии города — Паоло Гуиниджи даже правил городом в первой половине XV века.
В настоящее время сохранилась только одна башня Гуиниджи – один из символов города. Башня построена в 1384 г., на высоте 44 метров растут деревья и отсюда открывается великолепный вид на город.
Как оказались таинственные дубы на высоте 44 метра неизвестно, историки также затрудняются назвать точную дату высадки мини-сада, но в хрониках XV в. дубы были уже на это месте.
Подъем на башню — 3 евро. К смотровой площадке ведут 230 ступеней.
Лукка, башня Гуиниджи
Главная церковь Лукки — Кафедральный собор Сан-Мартино (Duomo di San Martino), была построена в VI в.
Это первый храм посвященный Святому Мартину. Собор несколько раз перестраивался, современный облик он приобрел в XII-XV вв.
Фасад Кафедрального собора Лукки — превосходный и привлекательный пример романской школы Пизанско-Лукканской архитектуры.
Лукка, Кафедральный собор Сан-Мартино
Вокруг центральной двери — история жизни Св. Мартина.
При входе в собор на одной из пилястр правой стороны виден слабо различимый рисунок — «Лабиринт». Рядом есть старинная надпись, которая сообщает, что это и есть «тот самый лабиринт, что на Крите построил Дедал, откуда всяк туда входящий не сумеет найти выход, кроме Тесея, которого спасли любовь и нить Ариадны». Говорят, что осужденным на смерть предлагали с первого раза найти выход из этого схематического лабиринта, и тому, кто смог это сделать, даровали жизнь. Такие графические символы встречаются и в других итальянских церквях.
В ризнице находится саркофаг Иларии дель Карретто Гуиниджи работы прославленного мастера Якопо Делла Куерча.
Паоло Гуиниджи поставил саркофаг, чтобы увековечить память своей супруги, умершей в 26 лет. Небольшая собачка охраняет вечный сон Иларии.
Это надгробие считается одним из самых замечательных произведений искусства, хранящийся в Лукке.
В соборе есть еще одна работа того же мастера — статуя Ионна Крестителя.
В центре левого нефа находится капелла Вольто-Санто (1484, проект М. Чивитали) – Святой Лик, где находится уникальное деревянное распятие. Согласно древней легенде, изображение Христа вырезал из ливанского кедра евангельский Никодим под руководством ангелов.
Вольто-Санто — один из символов Лукки. Образ долгие века является охранным амулетом, защищающим город от напастей, и когда горожане совершали длительные путешествия, они брали с собой копию этого распятия.
Каждый год 13 сентября проходит торжественная процессия в его честь.
Возвращаясь к Piazza Napoleone, откуда начинался наш маршрут, обратим внимание на церковь Санти Джованни и Репарата (Santi Giovanni e Reparata).
До постройки Кафедрального собора здесь заседал епископ. Основная часть конструкции относится к XII в., но сохранились и более древние элементы. С приходом Наполеона церковь была закрыта и вновь открылась в 1828 г.
Внутри церкви сохранились фрески XIV в.
Лукка, церковь Санти Джованни и Репарата

Добавить комментарий

Закрыть меню