Ставропольский театр оперетты пятигорск

История

ПредысторияПроект фасада Всесословного клуба (1914)

Здание, в котором располагается Ставропольский краевой театр оперетты, было построено в 1914 году как Народный дом по проекту архитектора А. И. Кузнецова для Пятигорского Общественного Всесословного клуба. Проект здания, построенного на склоне Горячей горы, позволил удачно вписать его в сложный рельеф местности. Всесословный клуб открылся 17 мая 1915 года и имел, кроме театрального зрительного зала, одну из лучших в городе библиотек, фойе для балов, ресторан, бильярдную. Развлекал здесь «водяное общество» московский театр-кабаре «Летучая мышь», который ставил комедии, балеты и оперетты. В 1918 году большевики преобразовали Всесословный клуб в Народный дом, где проходили революционные митинги, — с балкона именно этого здания была провозглашена советская власть на Тереке. В смутное время Гражданской войны клуб был разграблен бесчинствующими толпами. После восстановления в Пятигорске Советской власти в 1920 году Народный дом был переименован в Рабочий дворец, затем в Дворец профсоюзов. Помимо театра здесь работала библиотека, устраивались различные выставки. В 1925-м здание стало называться клубом им. Карла Маркса.

В 1934 году, после того как Пятигорск стал центром Северо-Кавказского края, здесь был открыт краевой драматический театр. В 1935 году, когда труппа выехала на гастроли, помещения в театре переоборудовали и расширили, было построено общежитие на Горячей горе. После очередной административной реорганизации в 1937 году центром вновь созданного Орджоникидзевского края стал город Ставрополь, и краевой драмтеатр был переведен в центр.

Основание Пятигорского театра муз. комедии

10 марта 1939 года в краевой газете «Орджоникидзевская правда» появилось сообщение начальника краевого управления по делам искусств О. Алиева о начале работы театра в Пятигорске: «День открытия XVIII съезда партии (10 марта) ознаменовывается началом сезона городского театра музыкальной комедии». Это была труппа Чечено-Ингушского театра, которая уже была знакома пятигорским зрителям так как несколько лет подряд приезжала в Пятигорск на гастроли. Среди артистов труппы был молодой Махмуд Эсамбаев. Сезон открылся опереттой Б. Александрова «Свадьба в Малиновке». 1939 год считается годом основания нынешнего краевого театра оперетты. Всего в период с 1939 по 1941 год было поставлено четырнадцать музыкальных постановок. Репертуар пополнялся венской классической опереттой и современными советскими музыкальными комедиями.

Театр во время Великой Отечественной войны

С конца марта до декабря 1942 года в театре давала спектакли труппа театра под руководством С. Э. Радлова.

9 августа 1942 года Пятигорск был оккупирован немцами. 11 января 1943 года части 9-й и 37-й армий освободили Пятигорск. Часть театральной труппы успела эвакуироваться на дальний восток. В это время в здании театра работал немецкий офицерский клуб и Пятигорский городской театр с объединённой труппой — драматической и опереточной. Среди постановок объединённой труппы числятся оперетты: «Сильва», «Мариэтта», «Голубая мазурка», «Коломбина», «Жрица огня», «Веселая вдова» и драмы: «Бесприданница», «Дама с камелиями», «Эмилия Галотти», «Бразильская тетушка». 10 января 1943 года оккупанты, уходя из города, подожгли театр в числе других крупных зданий. Для тушения пожара воду приходилось носить из Лермонтовских ванн. Всю ночь люди по цепочке передавали друг другу ведра. Помогли потушить пожар подоспевшие к утру красноармейцы.

17 марта 1943 газета «Пятигорская правда» сообщила о начале работы городского театра музыкальной комедии в восстановленном здании. Первая постановка оперетты «Гейша» режиссёра Г. П. Пассона состоялась 6 апреля. Безымянный рецензент спектакля писал в «Пятигорской правде»: «Учитывая трудности, в условиях которых находился театр, можно было ожидать, что премьера будет страдать многими и серьезными недостатками. Но этого не случилось». Осталось непонятным в каких условиях проходил этот первый спектакль, чем освещали сцену и отапливали зал, так как электричество в городе было включено лишь спустя несколько дней. В свои выходные дни артисты устраивали спектакли, а собранные средства перечисляли в фонд обороны. В новогоднюю ночь с 1944 на 1945 гг. в театре был устроен концерт-бал, в котором приняло участие около 1000 человек. Собранные средства были направлены в фонд помощи семьям фронтовиков. Первого января впервые для детей в театре провели елку. Их встречали Дед Мороз и Снегурочка, артисты балета подготовили специальный концерт, показали его в тот день три раза, несколько тысяч юных пятигорчан получили подарки. С тех пор каждый год в театре устраивают елку для детей, готовят специальную программу и обязательно на сцене разыгрывают сказки, каждый год — разные.

Послевоенный периодВид на театр и общежитие с горы Машук (2004)

В марте 1948 года состоялась премьера оперетты «Вольный ветер», ставшей последней постановкой Пятигорского театра музыкальной комедии на КМВ. 14 марта 1948 года в Пятигорск был переведен Ставропольский краевой театр музыкальной комедии, и в его коллектив влились лучшие силы пятигорской труппы. В жизни театра начался новый период. Помимо классической оперетты ставились современные музыкальные комедии. Труппа театра постоянно пополнялась новыми актёрами, театр часто выезжал на гастроли по всей России. Самым важным событием в жизни театра в пятидесятые годы стало участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Тем самым отмечалось большое значение Ставропольского краевого театра музыкальной комедии. О возросшей роли театра оперетты в культурной жизни Пятигорска говорит тот факт, что в 1972 году несколько учреждений стали отмечать в своих коллективах «День театра». В театральной библиотеке сохранился «Календарь коллективных посещений трудящимися города Пятигорска спектаклей Ставропольского краевого театра музыкальной комедии», в котором перечислены почти все учреждения города. 80-е годы стали годами снижения зрительского интереса к оперетте. У людей появились другие разносторонние увлечения, и театру уже не уделяли того внимания, что было раньше. В процессе поиска новых решений было решено организовывать театральные субботы для детей, устроить нечто вроде клуба. Школы города откликнулись и отправили своих детей на необычные занятия.

В условиях перестройки театр был переведен на хозрасчет, нужно было зарабатывать деньги чтобы обеспечить театр самым необходимым. В 1988 году актёры впервые за многие годы не смогли поехать на гастроли. Здание театра ветшало, начало ремонта совпало с периодом перестройки. Десятилетиями процветавший курорт приходил в упадок, исчезла публика, количество спектаклей уменьшилось, все реже выступали на других сценических площадках. Труппа театра старела, остро стояла проблема жилья — многие актёры снимали квартиры на нищенскую зарплату. В декабре 1997 года театр получил новое имя: Ставропольский краевой театр оперетты. В сложных условиях творческий коллектив труппы продолжил линию на постановку классической оперетты, на отточенное звучание оркестра.

Театр сегодняЗрительный зал и сцена (2010)

В Театре оперетты живёт прекрасная традиция воспитания достойной смены мастеров сцены, артистов-вокалистов, балета, хора, оркестра. Опытные артисты с удовольствием делятся с молодыми тайнами актерского мастерства. Продолжается традиция гастрольных показов спектаклей в разных городах России и в крае. Благотворительность всегда была в традиции театра. Он старается приобщить к театру тех людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации: инвалидов, ветеранов войн и труда, детей-сирот и детей из малообеспеченных семей.

«В выборе репертуара и его интерпретации, в решении постановочных задач пятигорская оперетта остается островком верности тому стилю, который был сформирован за много лет отечественным музыкальным театром в легком жанре», — отметил журнал «Музыкальная жизнь». Но, как и многие театры России, особенно театры малых городов, Ставропольский государственный театр оперетты испытывает немалые трудности. Артисты мечтают о стабильном финансировании, о гастролях по городам России и не только, о повышении жизненного благосостояния и решении квартирных вопросов. «Очень сложно приглашать специалистов, когда мы не можем предложить достойную оплату и жилье. У театра есть свое общежитие, но мест в нем уже недостаточно. Мы мечтаем осуществить постановку оперетты Иоганна Штрауса «Цыганский барон», заказать достойный материал (музыку, либретто) для новой новогодней музыкальной сказки и приобрести новый концертный рояль для малых форм работы с детской и студенческой аудиторией. В 2017 году Театр Оперетты вошел в программу партии «Единая Россия» и Министерства культуры РФ по поддержке театров малых городов России. На встрече с коллективом депутат Госдумы РФ Ольга Казакова, курирующая данную программу, заверила коллектив, что и впредь она будет поддерживать новые, важные проекты для театра. Мы смотрим в завтрашний день с уверенностью и надеемся, что и впредь будет возможность дарить наше искусство на том высоком профессиональном уровне, который всегда отличал театр», — подчеркнула директор Светлана Калинская. Но самая заветная мечта как руководства, артистов театра, так и зрителей — скорее завершить ремонт и реставрацию театрального здания, начатые более 15 лет назад.

Руководство театра

  • Светлана Калинская — директор, художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры РФ
  • Людмила Серебрянова — заместитель директора
  • Павел Жуков — заместитель директора
  • Лев Шабанов — главный дирижёр театра, заслуженный артист Грузии
  • Татьяна Шабанова — главный балетмейстер, почётный деятель искусств Ставропольского края
  • Инна Хачатурова — режиссёр, Лауреат премии им.Скокова
  • Василий Ремчуков — дирижёр театра, почётный деятель искусств Ставропольского края
  • Инна Августинович — главный художник театра, почётный деятель искусств Ставропольского края
  • Антон Васютин — заведующий художественно-постановочной частью
  • Нелли Вагнер — заведующая литературно-драматической частью театра
  • Элеонора Горбенко — концертмейстер театра, заслуженный работник культуры РФ

Актёры

  • Михаил Водяной (1943—1945), Заслуженный артист Украинской ССР (1957), Народный артист Украинской ССР (1964), Народный артист СССР (1976)

Современная труппа театра

заслуженные артисты России:

  • Алим Абалмасов, заслуженный артист Азербайджана (в театре с 1997 года)
  • Виктор Гусаков (в театре с 1980 года)
  • Евгений Зайцев (в театре с 1975 года)
  • Ирина Комленко (в театре с 1982 года)
  • Николай Смирнов (в театре с 1975 года)
  • Наталья Таланова (в театре с 1981 года)

артисты-вокалисты (солисты) Ирина Абгарян, Николай Бондарев, Владимир Басов, Елена Басова, Наталия Виноградова, Зинаида Зайцева, Оксана Клименко, Николай Качанович, Галина Перерва, Алексей Парфёнов, Дмитрий Патров, Ирина Рудоман, Юлия Сивкова, Сергей Сухоруков, Никита Рыкунов, Наталья Тысячная, Оксана Филлипова, Сергей Шадрин, Ольга Шиманская, Алексей Яковлев, Рустам Вайдман.

Репертуар

Выдающиеся постановки прошлых лет

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 31 августа 2016 года.

Современный репертуар

Репертуар театра ориентирован, в основном, на классических композиторов оперетты — Кальман, Штраус, Оффенбах, Легар. Каждый год ставится 1-2 новых спектакля, к зимним школьным каникулам ставится детский спектакль.
Основные спектакли, идущие в театре:

для детей:

  • Летучий корабль
  • Аленький цветочек
  • Волшебная лампа Аладдина
  • Золушка
  • Красная Шапочка
  • Муха-Цокотуха
  • Дюймовочка
  • Щелкунчик
  • Сказочное путешествие
  • Царевна-Лягушка

для взрослых:

  • Сильва
  • Прекрасная Елена
  • Сорочинская ярмарка
  • Ключ на мостовой, Званый ужин с итальянцами
  • Баядера
  • Как вернуть мужа
  • Веселая вдова
  • Всё начинается с любви
  • Здравствуйте, я ваша тётя!
  • Летучая мышь
  • Мадемуазель Нитуш
  • Мистер Икс
  • Моя прекрасная Леди
  • Рыцарские страсти
  • Скрипач на крыше
  • Фиалка Монмартра
  • Филумена Мартурано
  • Ханума
  • Прекрасная Галатея

Ближайший спектакль : Моя прекрасная Леди

Спектакль состоится 03.04.2019 19:00. Купить билет?

Возрастные ограничения спектакля: не младше 12 лет

Английские зрители начала XX века с любопытством ждали новой пьесы знаменитого писателя Бернарда Шоу. Художественными приемами он талантливо и ярко осуждал порядки, порождающие многие пороки того времени. Бедность он считал несчастьем и злом, губительным для духовных сил человека. В популярной пьесе «Пигмалион» (1913г.) он рассказал о судьбе уличной продавщицы цветов Элизы Дулиттл. Достаточно ей было попасть из нищенского лондонского предместья в культурную среду, как она сразу проявила недюжинные способоности к интеллектуальному развитию.

Полвека спустя, в 1956 году американский композитор австрийского происхождения Фредерик Лоу написал по мотивам комедии «Пигмалион» мюзикл «Моя прекрасная леди», получивший не меньшую популярность, и уже более полувека не сходящий со сцен музыкальных театров мира. В мюзикле показана жизнь различных лондонских слоев — будни квартала бедноты, где росла Элиза и живет ее отец, развлечения аристократов на скачках и великосветском балу. Музыка спектакля яркая, мелодичная, обворожительная — порой приобретает черты иронии. Мечты Элизы «Что мне надо — так это дом», «Вот это было б здорово» сменяется радостным:

«Я танцевать хочу,
Я танцевать могу
До самого утра.
Как будто два крыла
Природа мне дала,
Пришла моя пора».

Элиза поет эти слова под влиянием большого чувства, охватившего все ее существо. Она не упустила шанса, подаренного ей судьбой, доказав, что каждый человек может и должен быть счастлив.

Состав исполнителей 03 апреля:

Элиза Дулиттл — почетный деятель искусств СК Оксана Клименко

Генри Хиггинс — почетный деятель искусств СК Алексей Яковлев

Хью Пикеринг — Сергей Сухоруков

Альфред Дулиттл — почетный деятель искусств СК Николай Качанович

Миссис Пирс — почетный деятель искусств СК Зинаида Зайцева

Миссис Хиггинс — заслуженная артистка РФ Ирина Комленко

Миссис Айнсфорд-Хилл — Римма Гридинская

Фредди Айнсфорд-Хилл — лауреат Международного конкурса Владимир Басов

Джимми — Игорь Черкасов

Гарри — Олег Колесников

Дочь — Наталья Тысячная

За дирижерским пультом — заслуженный артист Грузии Лев Шабанов

Добавить комментарий

Закрыть меню