Торре арджентина в риме

Происхождение названия

Иоганн Буркард, церемониймейстер пяти пап (Сикста IV, Иннокентия VIII, Александра VI, Юлия III и Пия II) с 1483 года, до переезда в Рим был помощником главного викария архиепископа Страсбурга («Страсбург» по латыни именовался «Argentoratum» — «Аргенторат») и любил, чтобы его называли «Арджентинус», т.е. «выходец из Страсбурга». Он выкупил всю землю, на которой стоял театр Помпея, разрушил находившиеся на ней средневековые здания, и около 1490 года построил для себя дворец, который стоит до сих пор (Via del Sudario, 44, через дверь после церкви Сан-Джулиано-деи-Фьямминги; см. карту ниже). Позже к этому дворцу была пристроена башня, получившая название «Торре Арджентина» (или «башня Арджентина»), которая и дала название площади. Эта башня была впоследствии укорочена до высоты окружающих домов.

Иоганн Буркард был похоронен в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, которая стоит возле ворот Пополо (Фламиния).

В 1730 году Джузеппе Цезарини Сфордза начал строительство театра Арджентина, ради которого была разрушена часть дворца Буркарда. То, что от него осталось, включая башню, было превращено в служебные помещения нового театра. Здесь состоялись премьеры таких известных опер, как «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини (1816), «Двое Фоскари» (1844) и «Битва при Леньяно» Джузеппе Верди (1849).
Театр Арджентина сегодня
На юго-восточном углу площади Торре-Арджентина стоит другая средневековая башня – торре Папито («Torre del Papito» или «башня маленького папы»). Считается, что правивший во время её строительства антипапа Анаклет II Пьерлеони (1130 – 1138) был низкого роста.
Башня Папито

Храмы на Торре-Арджентина

Реконструкция

Храмы были обнаружены в 1926 году во время сноса зданий. После завершения археологических раскопок все храмы оказались на 5,5 метра ниже уровня улицы. Поскольку в то время не было известно, кому именно они были посвящены, их обозначили первыми буквами алфавита – А, В, С, D (А, Б, В, Г на плане ниже).

Храм Ютурны (А)

Храм А был построен в III веке до н.э. и, вероятно, являлся святилищем речной нимфы Ютурны. Его мог возвести консул Гай Лутаций Катул после разгрома карфагенского флота Гамилькара Барки в 241 году до н.э. Первоначально это был маленький храм в антах на высоком подие. Перед храмом стоял алтарь из туфа, сохранившийся лишь частично. После распространения христианства храм был переделан в церковь Сан-Никола-дей-Цезарини, от которой до настоящего времени сохранились лишь две апсиды (полукруглые части) и алтарь.
Вид на храм Ютурны с улицы Торре Арджентина
Вид на апсиду храма Ютурны с улицы Флорида
Огороженное пространство перед храмом Ютурны. За дверями — вторая часть того, что сохранилось от портика Минуция

Храм Фортуны (Б)

От круглого храма Б (греческого толоса) сохранились лишь шесть колонн. Построить его в случае победы в битве при Верцеллах в 101 году до н.э. поклялся военачальник и консул Квинт Лутаций Катул. Он был посвящён богине «Удачи сегодняшнего дня» (Fortuna Huiusce Diei) – одному из воплощений римской Фортуны. Во время работ на площади Торре-Арджентина части именно её огромной статуи навели археологов на мысль о существовании здесь культового места. Были обнаружены лишь мраморные детали – голова высотой 1,46 метра, руки и ноги. Тело же, покрытое одеждой, было сделано, вероятно, из дерева или из бронзы (подобный вид скульптурной техники называется «акролит»). В настоящее время статуя Фортуны хранится в Капитолийских музеях.
Вид на храм Фортуны с улицы Торре Арджентина
Основания и травертиновые капители колонн храма Фортуны были покрыты штукатурным гипсом.
Вид на храм Фортуны с площади Аренула
Между 61 и 55 годами до н.э. к западу от четырёх храмов был построен театр Помпея – первый римский театр, полностью сделанный из камня. За его сценой был сделан монументальный портик с гранитными колоннами, называвшийся «гекатостиль» («стоколонный»), который огораживал большое пространство между самим театром и территорией четырёх храмов. В гекатостиль напротив храма Б был встроен большой зал, называвшийся «курия Помпея», в котором иногда проходили заседания римского сената. Именно здесь 15 марта 44 года до н.э. был убит Цезарь.
Курия Помпея. Цезарь был убит в той её части, которая сейчас находится под дорогой
В I веке между колоннами храма Фортуны была построена стена из травертина, превратившая его из периптерального в псевдопериптеральный.

В период правления Калигулы (12 – 41) или Клавдия (41 – 54) между храмами А и Б была сделана небольшая площадь, на которой во время правления династии Северов (193 – 235) было построено большое кирпичное помещение, разделённое на комнаты.
Храм Фортуны и помещения вокруг него. Вид со стороны улицы Никола Чезарини

Храм Феронии (В)

Храм В, самый древний из четырёх, датирующийся III или IV веком до н.э., был, вероятно, посвящён Феронии – хтонической (подземной) италийской богине плодородия, защитнице лесов и зерновых посадок. В 80 году он был восстановлен, и видимая сейчас чёрно-белая мозаика, которой покрыт пол его целлы (внутреннего святилища), относится именно к этому периоду. У этого храма был алтарь.
Вид на храм Феронии с улицы Торре Арджентина
Вид на храм Феронии и два других храма площади Торре-Арджентина сбоку
Вид на храм Феронии с улицы Никола Чезарини
Алтарь перед храмом Феронии

Храм Лар Пермарини (Г)

Храм Г, самый большой из четырёх, датируется вторым веком до н.э. Он был посвящён Ларам Пермарини – божествам, охраняющим моряков. Храм был отреставрирован в период поздней республики (147 – 30 г. до н.э.).

Храм, посвящённый Ларам, в 190 году до н.э. поклялся построить претор Луций Эмилий Регилл во время участия в морском сражении в составе флотилии Антиоха III Великого. Храм был освящён 22 декабря 179 года до н.э. при цензоре Марке Эмилии Лепиде. На его дверях была сделана благодарственная надпись сатурнийским стихом. Была открыта лишь малая часть этого храма, поскольку дальнейшим раскопкам мешает улица Флорида. Это единственный храм из четырёх, который был идентифицирован с большой долей вероятности.

В 80 году пожар уничтожил большую часть построек на Марсовом поле и при императоре Домициане (81 – 96) был восстановлен лишь храм Лар Пермарини, причём его целла была расширена за счёт того, что были построены не отдельные стены, а заложены блоками туфа промежутки между колоннами. Также из травертина была сделана новая лестница и обновлён пол вокруг алтаря, первоначально выложенный мраморными плитами.
Храм Лар Пермарини (с лестницей слева)
Все четыре храма стояли рядом с большим портиком Минуция. Портик Минуция Ветус был построен в 107 году до н.э. консулом Марком Минуцием Руфом в честь своего триумфа над варварскими племенами. В первой половине первого века нашей эры на его месте был построен портик Минуция Фрументария, ставший центром сбора и распределения хлеба для народа. При строительстве первого портика территория, на которой стояли храмы, была выровнена до уровня его пола, то есть, на 1,4 метра, и покрыта плитами туфа. Это помогло датировать все четыре храма, поскольку основания трёх из них оказались ниже этого уровня, а основание четвёртого (храма Б) было выше. Вероятно, в это время храмы по периметру были огорожены колонными портиками, от которых сохранилась лишь небольшая секция на северной и западной сторонах.
Колонный портик на северной стороне
Вид на портик со стороны улицы Торре Арджентина
Видимая часть портика Минуция Фрументария (расположение см. на карте ниже)
В V веке, когда пала Римская империя, был восстановлен северный портик, вероятно разрушенный землетрясением, и закрыты проходы между восточными колоннами. Из-за этого весь священный участок был изолирован и исчез из поля зрения римлян. Северный портик был превращён в крытый коридор, а пространство вокруг храмов А и Б было выложено травертином, на котором были возведены небольшие помещения, сообщавшиеся с коридором. Перед храмом был построен большой прямоугольный зал, разделённый на две секции рядом тонких колонн, по периметру которого была сделана стойка. Этот комплекс был, вероятно, монастырём, в котором маленькие комнатки за храмами являлись кельями.
Вероятно, кельи монастыря
В VIII – IX веках уровень земли был повышен на всей Торре-Арджентина ещё на 1,2 метра и на этой площадке были построены новые здания, которые были снесены лишь в 1929 году.

Уже почти 100 лет на Торре-Арджентина находился приют для 250 кошек, который содержися на пожертвования.

История открытия храмов на площади Торре-Арджентина

Проект по преобразованию района между улицами Corso Vittorio, S. Nicola de’ Cesarini, Florida и Via di Torre Argentina был разработан ещё в XIX веке из-за увеличившегося потока транспорта после открытия моста Гарибальди. В плане города от 1909 года было предусмотрено удлинение улицы via Arenula по диагонали через площадь Торре Арджентина до Corso Vittorio. Несмотря на возражения археологов, работы по сносу квартала продолжались с 1926 по 1928 год. В разрушенных домах было обнаружено множество деталей античных и средневековых зданий: кирпичи со штампами, глиняные изделия с орнаментами и надписями и многое другое. 25 июня 1927 года был собран комитет по истории и искусству, который постановил провести более тщательные раскопки «для изучения важных артефактов и сохранения тех из них, которые стоят быть сохранёнными». В сентябре этого же года был найден второй храм, весной следующего года – третий и в августе – четвёртый. Комитет по истории и искусству, хотя и хотел сохранить храмы, был вынужден указать Муссолини на то, что в этом случае из государственной казны придётся компенсировать 20 миллионов лир, потраченных инвесторами на приобретение и снос зданий этого квартала. Министерство образования, вопреки ожиданиям учёных, также выступило за реализацию оригинального проекта, то есть, за строительства нового жилого комплекса и дороги. Однако глава правительства Муссолини приказал сохранить весь теменос. Уже 21 апреля 1929 года новая археологическая зона была официально открыта. Из-за спешки была проведена небрежная реконструкция лестниц и полов, при которой было убрано всё то, что в то время читалось чуждым Республике. Таким образом, лестницы храмов А и В были, фактически, полностью перестроены из кирпича, а храм Б был восстановлен из обломков. По периметру раскопок была построена стена, которая, однако, находится не на оригинальных границах святилища.
Храмы Торре Арджентина и театр Помпея
Во время раскопок 1930 – 1933 годов были сделаны интересные находки: древние лестницы перед храмом В и Г, ограды перед храмами А и В, алтарь времён Авла Поступия Альбина (консул в 99 г. до н.э.). В 1938 году завершились археологические работы в храме А, которые сохранили как стены средневековой церкви, таки структуру более древнего храма. Храм Г не был полностью открыт по экономическим причинам. С 1940 года в археологической зоне не проводится крупных работ.
Храмы А и Б на мраморном плане Рима
Достопримечательности поблизости: палаццо Видони (1536), фонтан Сант-Андреа-делла-Валле (1614), базилика Сант-Андреа-делла-Валле (1650), палаццо Альтьери (1650), церковь Джезу (1650), крипта Бальби

Полезная информация о площади Торре-Арджентина в Риме

Где находится:
В трёх кварталах к югу от Пантеона (в сторону Тибра)

Как добраться:
Ближайшие станции метро – Барберини (Barberini, линия А) и Колоссео (Colosseo, линия В).

Автобусы 30, 40, 46, 62, 64, 70, 81, 87, 130F, 190F, 492, 628, 916, 916F, N5, N6, N7, N15 или N20 до остановки Largo Torre Argentina
Автобусы 63, 780 или N8 до остановки Arenula- Cairoli.

От станции метро Colosseo до Торрре-Арджентина можно доехать на автобусе 87 или на трамвае 8.

Трамвай 8 до остановки Arenula- Cairoli.

Ближайшая остановка туристического автобуса — Piazza Venezia.

Адрес:
Италия, Рим, район Пинья, улица Сан-Никола-де-Цезарини
San Nicola de Cesarini street (via di San Nicola de Cesarini), Pigna district (rione Pigna), Rome (Roma), Italy (Italia)

Название на итальянском:
Largo di Torre Argentina
Area sacra di Torre Argentina

Название на английском:
Largo di Torre Argentina
Torre Argentina Cat Sanctuary

Время работы:
Круглосуточно

Телефон:
нет

Сайт:
нет

Главное в Риме — это неожиданности, которые подстерегают на каждом шагу. Так было и в этот раз, когда мы продвигались от Пантеона в сторону Тибра. Примерно через 5-7 минут мы оказались около площади Ларго ди Торре Арджентина. Место это известно тем, что там уже почти 100 лет находится приют для кошек. Но речь пойдёт не о кошках — мы их там не увидели в этот раз. Зато увидели один из грандиозных археологических раскопов Рима — Марсово поле, дно которого ниже мостовой метра на три. Основные экспонаты этих руин — полуразрушенные колонны.
На Торре Арджентина находятся руины четырёх храмов Республиканского периода (509-47 гг. до н.э.) и театра Помпея (55 г. до н.э.). Площадь вошла в состав Рима лишь при императоре Адриане (117-138). На карте Google площадь Торре Арджентина выглядит так.

15 марта 44-го года до нашей эры здесь Брут зарезал Юлия Цезаря. Убийство Юлия Цезаря явилось результатом заговора группы сенаторов, возглавляемых Гаем Кассием Лонгином и Марком Юнием Брутом. Заговорщики хотели свергнуть Юлия Цезаря, который в период гражданской войны превратился из военачальника в единоличного повелителя Рима. На картинах XIX века эту сцену обычно изображали в таких декорациях.

Жан-Леон Жером. Смерть Цезаря,1867
Убийство Цезаря привело к ещё одной гражданской войне и, в конце концов, к установлению господства наследника Цезаря — его внучатого племянника Октавиана в качестве римского императора.

Винченцо Камуччини. Смерть Цезаря,1804-1805. Galleria Nazionale d’Arte Moderna, Roma
Открытие испанских археологов, проводивших раскопки на Торре Арджентина в 2012 году, подтвердили тот факт, что Цезарь был убит заговорщиками в центре нижней части Курии Помпея, когда сидел в кресле председателя Сената. В трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» убийство диктатора перенесено из Курии в Театр Помпея, но это не соответствует историческим документам. Археологам удалось найти цементную плиту, которая была установлена на месте гибели Цезаря по приказу Октавиана Августа.

Карл Теодор фон Пилоти. Убийство Цезаря, 1865. Музей земли Нижняя Саксония

Все эти руины входили в комплекс первого римского театра Помпея. В I веке до н.э. закон запрещал строительство постоянных театров, и полководец Помпей пошёл на хитрость. Во главе комплекса он поставил храм Венеры Победительницы, к которому пристроил ступени (места для зрителей) и площадку (сцену). Арена театра могла вместить в себя до 25 тыс. человек. За сценой располагался большой портик, к которому была пристроена Курия.

Сейчас обозрению доступен лишь небольшой фрагмент стены здания, в котором разыгралась одна из самых знаменитых римских трагедий. Та часть здания, где пролилась кровь Цезаря, сейчас не видна, она скрыта под тротуаром перед театром Арджентина (на фото слева).

Театр Арджентина был основан Сфорца Чезарини в 1732 году. На здешней сцене состоялись премьеры многих знаменитых итальянских опер. В 1816 году театр стал свидетелем скандального дебюта Россини, поставившего оперу «Севильский цирюльник». Рассказывают, что после того как зрители освистали композитора, он вступил с ними в ожесточённую перепалку. Завязалась ссора и наиболее яростные ценители оперного искусства долго гонялись за Россини по римским улицам.

Прямо с дороги можно увидеть некоторые реставрированные детали фресок.
Площадь была названа по башне Торре Арджентина, возведённой в 1503 году на деньги епископа Йоханеса Буркарда родом из Страсбурга (на латыни — Argentoratum). Сейчас этой башни на площади нет. В 1909 году она была снесена вместе с другими жилыми зданиями и церковью Сан Никола дей Чезарини по плану перестройки некоторых районов Рима.
Башня, которая стоит сейчас на площади, называется Торре дель Папито — либо в честь Папы Иннокентия II Папарески, либо в память его соперника, антипапы Анаклето II Пьерлеони, который был маленького роста (от итал. papito — маленький папа). В средние века к башне примыкал дворец, который снесли в ходе археологических раскопок.
Башня Торре дель Папито
Проект по преобразованию этого района был разработан ещё в XIX веке из-за увеличившегося потока транспорта после открытия моста Гарибальди. Несмотря на возражения археологов, работы по сносу квартала продолжались с 1926 по 1928 год. В то же время по указанию Муссолини были начаты археологические раскопки. Найденная в этом месте во время раскопок огромная статуя с головой, ногами и руками из мрамора, а другими частями из бронзы, в настоящее время хранится в Капитолийских музеях.
Археологические работы на территории храмового комплекса в 1928 году
Площадь в ее современном виде как огороженное место археологических раскопок относится к 1929 году, когда постепенно выяснилось, что на этом месте было расположено четыре античных храма.
Раскоп на площади Торре Арджентина в 1930 году
Так как невозможно было определить, кому посвящены храмы, они называются A, B, C, D. Храмы были с I века до н. э. окружены общественными зданиями. В портик Помпея была интегрирована курия Помпея — помещение, в котором в последние годы Римской республики заседал Сенат. Вот здесь и был убит Гай Юлий Цезарь. Спустя несколько лет после убийства, по приказу Октавиана, курия Помпея была закрыта, а на месте убийства, возле кресла Цезаря, была установлена бетонная конструкция шириной в три и высотой в два метра. Сейчас плита находится слева от храма с полукругом из 6 колонн.
Информация: Википедия, intornoroma.ru, tuorism.ru

Добавить комментарий

Закрыть меню