Традиции северной Кореи

Корейская культура сложна и многообразна. Даже несмотря на полувековое господство коммунистической идеологии, а может быть и благодаря этому, здесь сохранилось множество обычаев и традиций, характерных для единой корейской нации. Власти интенсивно развивают и поддерживают традиционные виды искусства и культуры, считая их визитной карточкой страны. Причем зачастую народные мотивы тесно переплетаются с официальной идеологией, внушающей мысль об этническом превосходстве жителей КНДР, о том, что они живут в самой лучшей стране в мире, а Ким Ир Сен и Ким Чен Ир являются величайшими мыслителями из когда-либо живших на Земле. Все это означает, что для интересующихся корейской культурой и искусством Северная Корея является, пожалуй, самым лучшим местом для осуществления своих желаний. Здесь совершенно нет современного западного влияния, столь характерного для Южной Кореи, не просматривается тенденция облагородить или приукрасить отдельные элементы древней истории, а с идеологическими «поправками» привычные ко всему жители бывшего СССР справятся без особых проблем.

Традиционная корейская музыка отдаленно похожа на китайскую и японскую, с явным преобладанием струнных инструментов, ударных и перкуссии. Основные жанры — «чонгак», или «чонак» (размеренная, торжественная и сложная мелодия), «минсогак» (народная музыка) и «пхансори» (эпическое сольное пение), однако очень популярно бытовое хоровое пение (практически на каждом клочке земли можно увидеть группы работающих крестьян, исполняющих по ходу дела довольно сложные вокальные произведения). Корейцы вообще очень музыкальны и очень любят петь, при отсутствии многих других развлечений хоровое пение под гитару или ударные заменяет здесь зачастую и клуб, и кружки по интересам (таковые тоже есть, и в немалом количестве, однако местные жители предпочитают музицировать с соседями или друзьями где-нибудь поближе к своему дому). Крайне популярны народные танцы под барабанный ритм («муго»), костюмированные танцы («талчум»), религиозные («сеунгму») и очищающие душу («салпури»). Если добавить к этому активно поддерживаемое властями увлечение массовыми феериями, то можно получить очень интересную смесь, в которой прослеживаются древнейшие традиции восточной части азиатского материка. Даже в самых помпезных массовых церемониях, вроде шествий в канун дня рождения Ким Ир Сена или фестиваля Ариран, легко уловить древние традиции народов полуострова.

Также хорошо развито изобразительное искусство, включающее как особую школу пейзажной живописи, так и традиционную для стран региона каллиграфию. По всей стране разбросано большое количество древних буддийских храмов, позволяющих понять традиционные элементы местного зодчества и скульптуры. Современные же образцы больше напоминают смесь «сталинского» и «брежневского» градостроительства, а все скульптурные группы, как нетрудно догадаться, посвящены либо «великим вождям», либо «завоеваниям социализма».

Корейский язык («чосонмаль», «чосоно») принадлежит к алтайской группе восточноазиатской расы. Корейский язык един на севере и на юге, но в КНДР говорят со своеобразным акцентом и употребляют множество специфических идиом, заимствованных из Китая и России, в то время как жители Южной Кореи также часто используют различные заимствования из японского или американского английского. Поэтому жители «двух половинок Кореи» с большим трудом понимают повседневную речь друг друга. Корейцы считают свой язык формой искусства и особенно гордятся своим фонематическим письмом «хангыль», причем вполне обоснованно — это одна из немногих форм письменности, сохранившаяся в практически неизменном виде с эпохи средневековья (во всей Евразии, пожалуй, лишь арабский, грузинский и армянский могут с ним соперничать в этом аспекте — даже достаточно стабильные хинди и японский за последние 10 веков претерпели гораздо большие изменения, чем корейский язык). Однако существуют большие проблемы с транслитерацией корейских названий и имен собственных на русский язык — несмотря на существование двух довольно хорошо отлаженных систем перевода, есть большие разночтения как в названиях местных топонимов, так и в именах. Еще больше эта проблема проявляется при переводе на английский язык, поэтому пользоваться английскими картами, например, здесь практически невозможно — ассоциаций с реально звучащими именами и названиями зачастую попросту нет.

Корейцы говорят достаточно экспрессивно, с обилием жестов и как-то по-особому растягивают слова, женщины же говорят более спокойно и тихо.

Традиционное корейское общество базируется на идеях конфуцианства и поэтому строится на уважении к родителям и лицам пожилого возраста, на традиционных семейных ценностях, общинности и трудолюбии. Характерной чертой также является почитание власти и справедливости, которые и отразилось в той легкости, с которым корейский вариант коммунизма укоренился на этой земле. Несмотря на то, что все виды традиционных религий считаются в КНДР «пережитками феодализма», гонений на буддизм или христианство нет и в помине, а многие храмы в сельских и горных районах функционируют по-прежнему. В их деятельности присутствует элемент показухи, и немалый (большинство из них одновременно являются еще и музеями), однако притеснений прав верующих нет.

Традиционная система общинности, иерархии и уважения к старшим до сих пор имеют огромное значение во всех сферах корейской жизни. Во многих деревнях старейшины имеют не меньше власти, чем руководители местных ячеек ТПК, а ветераны войны и труда освобождены от многих бытовых забот (впрочем, сами они этими льготами пользуются редко — повсеместно на полях можно увидеть стариков за работой). За столом не приступают к еде, пока не начнет трапезу самый старший по возрасту, и все встают, когда он выходит из-за стола. Отсюда и традиционные для этих мест прямые вопросы о возрасте и семейном положении гостя, которые позволяют корейцу составить представление о статусе собеседника.

Вторые «по значимости» члены общества — дети. К ним в Корее отношение благоговейное, эту черту местных жителей даже активно использует официальная идеология, призывающая «самоотверженно работать на благо наших детей». Столь горячая любовь к детям объясняется и многовековыми традициями, и тем фактом, что женятся здесь обычно довольно поздно (с 1985 года минимальный возраст вступления в брак официально закреплен на 24 и 22 годах, однако существует целый ряд дополнительных ограничений). Да и финансовое положение местных жителей зачастую не позволяет создать семью раньше, чем будет накоплен минимально возможный капитал для проведения хотя бы свадьбы — церемонии по местным масштабам ужасно разорительной.

Дети, особенно девочки, одеты всегда очень аккуратно, ярко и нарядно вне зависимости от достатка родителей (характерная черта — колясок здесь нет совсем, младенцев носят в особой перевязи на спине или груди). Активно строятся игровые площадки, спортивные комплексы, дома отдыха и творчества, проводятся различные мероприятия и т. д. Причем все это, в отличие от подобных мероприятий для взрослых, делается действительно на высшем уровне и без какой бы то ни было показухи. Сами корейцы, подобно японцам, никогда не наказывают своих детей напрямую, предпочитая действовать убеждением и авторитетом. Основополагающим элементом их воспитания является достаточно большая самостоятельность детей, эстетизм, уважение к идеям чучхе (а как же без него?) и все то же почитание старших, причем по-настоящему всеобъемлющее — увидеть детей, переводящих старушку через дорогу или помогающих пожилым людям нести сумки здесь можно на каждом углу — и никто их за это не хвалит, поскольку для корейца это само собой разумеющееся. В общественном транспорте место женщине с ребенком уступит, скорее всего, весь салон, а сам малыш или его мама становятся центром всеобщего внимания. Столь же любят корейцы и просто поговорить о детях, их успехах, будущем и так далее — с этой темы очень легко начать любой разговор с местным жителем.

Корейцы в целом очень сдержаны в выражении своих эмоций на людях, а уж жители Северной Кореи — тем более. Сдержанное уважение к собеседнику считается здесь правилом хорошего тона, поэтому отношения между людьми очень ровные и спокойные. Громкий смех, крик, брань, поцелуи и даже объятия на людях, особенно в присутствии пожилых людей, расценивается как несдержанность. Однако при общении с иностранцем смех не редкость, поскольку маскирует смущение или неловкую ситуацию с взаимным непониманием. Корейцы очень доброжелательны, общительны и любопытны, всегда с радостью идут на контакт, но часто так же быстро смущаются и внезапно вспоминают о «неотложных делах». Что тому причиной — официальная идеология, не одобряющая прямых контактов с иностранцами, или какие-то элементы местных традиций поведения, неведомо. Однако не следует расценивать такую «переменчивость» как двуличие — причины, скорее всего, действительно весомые, однако для их понимания следует глубоко знать местную жизнь и традиции.

Корейское приветствие выражается в легком полупоклоне, глубина которого зависит от социального положения говорящих. При этом важно не только выразить свое уважение к визави, но и соблюсти чувство собственного достоинства — быстрых и мелких униженных поклонов, как во Вьетнаме или Китае, например, здесь не найти — корейская традиция в этом плане более близка к японской. При встрече часто подают и пожимают руки, причем в отличие от европейского варианта рукопожатия, здесь можно подать как правую, так и левую руку (предпочтение все же отдается правой — левую руку как бы подкладывают под правую). Несоблюдение этого правила может быть расценено как проявление невежливости. Между хорошо знакомыми людьми допустим легкий кивок головой или такой же легкий полупоклон (в зависимости от того, кто с кем здоровается). Обычно прямо в глаза не смотрят — как и на юге полуострова, это воспринимается как угроза или попытка оказать психологическое давление.

Многих туристов шокирует полное отсутствие извинений в местном обиходе. Если кореец кого-то толкнул на улице или наступил на ногу, он спокойно пойдет себе дальше, даже не обернувшись (исключение составляют, естественно, дети — тут подобная ситуация приведет к образованию порядочной толпы с тысячами извинений пострадавшему и его родителям). Причиной тому не отсутствие уважения к пострадавшему, а нежелание приносить ему неудобства, связанные с необходимостью ответно извиняться перед обидчиком за его извинения. Редко можно услышать и слова благодарности — причина все та же — чтобы не смущать человека, оказавшего любезность (вот такая коллизия). Подарки тихо оставляют при входе в дом, а не показывают человеку, которому они предназначены, даже всякие мелкие услуги оказываются как бы походя, поэтому благодарить официанта, например, или гида, не принято.

Всеми без исключения гостями страны отмечается невероятное трудолюбие местных жителей. Оно воистину всеобъемлюще — на любом поле, стройке, в цехах и просто в повседневной жизни корейцы умудряются демонстрировать поистине фантастические успехи, причем условия труда зачастую немыслимо тяжелы, а средства механизации минимальны. Этим, скорее всего, и объясняется само существование страны, почти полностью лишенной каких бы то ни было природных ресурсов и финансовой подпитки из-за рубежа (более того — постоянные международные санкции и угрозы их применения только усложняют условия жизни людей). Столь же характерна тяга местных жителей к порядку. Чистота на улицах местных городов просто потрясающая, во многих местах даже нет мусорных урн в силу их полной бесполезности — никто попросту не решится выбросить что-либо на улице. Каждое утро тысячи корейцев наводят порядок на улицах, в скверах, парках, учреждениях и вокруг памятников, причем делается это все совершенно добровольно и почти без применения механизмов.

По традиции корейцы сидят, едят и спят на полу. Поэтому при входе в корейский дом всегда необходимо снимать обувь. Нельзя стоять на пороге, чтобы не впустить злых духов. Говорить о разводе, смерти или разорении нельзя даже в шутку, чтобы не накликать на себя злой рок. Считается неприличным находиться с голыми ногами в присутствии старших, поэтому рекомендуется всегда надевать носки или чулки при посещении корейской семьи.

Поведение за северокорейским столом мало чем отличается от традиций южной части полуострова, разве что ассортимент блюд заметно беднее. На стол перед каждым ставят отдельные чашки для риса и супа, а все остальные блюда расположены в центре стола, откуда каждый берет себе еду. Приборы кладут справа от тарелки с супом, а суп ставят справа от посуды с рисом. При еде пользуются ложками и специальными длинными (и очень тонкими!) металлическими палочками. Традиция предписывает есть суп, рис и европейские блюда ножом и вилкой, а для корейских, японских и китайских блюд — использовать палочки. Вилки есть почти во всех корейских домах. Ложку не оставляют в общей посуде, а палочки не оставляют в рисе (это ассоциируется с похоронами). Рис не кладут в суп, а едят отдельно. Тарелку или миску не берут в руки и не подносят ко рту, как это принято во многих странах Востока. Когда едят лапшу, позволительно наклоняться к тарелке и шумно втягивать ее. Есть с закрытым ртом не принято. Руками есть нельзя, за исключением листьев салата. Большинство фруктов корейцы подают на стол, обязательно очистив и от косточек, и от кожуры, а также разрезав на кусочки.

Пьют корейцы мало, хотя к столу обязательно подается либо местная водка, либо различные фруктовые настойки. Популярнейший напиток — пиво, которое здесь встречается очень приличного качества. Пьющих на улице увидеть практически невозможно, пьяный человек в общественном месте — вообще нонсенс!. Даже курить корейские мужчины (женщины почти не курят) предпочитают вдали от посторонних глаз, хотя в ресторанах и кафе специальных мест для некурящих не выделяется.

Корейцы одеваются очень скромно. Обычно это полувоенная одежда, очень похожая на китайский аналог, многие носят специальную форму, указывающую на их профессию. В повседневной жизни используются либо такие же полувоенного вида костюмы, состоящие из широких и чуть коротковатых брюк и пиджака цвета хаки, с подворотничком и обязательным галстуком у мужчин, либо традиционная одежда — свободные широкие брюки из хлопковой ткани, рубашка и подпоясанный широким «кушаком» полухалат-полупиджак. Обувь довольно скромна — обычно это матерчатые тапочки на резиновой подошве, более всего напоминающие китайские полукеды. Европейский костюм является верхом моды и используется только для торжественных случаев (впрочем, местные чиновники щеголяют в хороших костюмах и кожаной обуви без всякого смущения). При посещении мавзолея Ким Ир Сена и мемориальных кладбищ следует одеваться достаточно торжественно — футболки, шорты, короткие юбки и яркая одежда не допускаются.

Женщины носят простую белую блузку и темную юбку приличной длины, хотя многие платья украшаются вышивкой и оборками в зависимости от вкуса хозяйки. Яркие национальные костюмы используются обычно лишь на праздники или в каких-то особенно торжественных случаях. Брюки для местных женщин — рабочая одежда, и хотя в повседневной жизни увидеть кореянку в свободных хлопковых брюках не составляет никаких проблем, прийти в них на общественное собрание или даже просто в парк отдохнуть считается верхом неприличия (соответственно будут смотреть и на иностранку, позволившую себе такую вольность). Косметикой и украшениями кореянки начали пользоваться только в последнее время.

Стригутся все обычно очень коротко, причем мужчины часто смазывают волосы для блеска специальным кремом, а женщины при достаточно коротко остриженном волосе еще и завиваются. Лишь пожилые люди придерживаются старых традиций и носят длинные волосы, собранные в косу и уложенные на затылке.

This is some text prior to the author information. You can change this text from the admin section of WP-Gravatar To change this standard text, you have to enter some information about your self in the Dashboard -> Users -> Your Profile box. Read more from this author

В северной традиции, ночь перед зимним солнцестоянием, называется «ночью матери».

Йолю предшествует Ночь Матери (на древнеанглийском Mōdraniht).
Эта ночь может быть посвящена женским божествам — дисам, т.е. быть Дисаблотом.
В наши дни в канун Йоля старшая женщина в семье до вечера завершает уборку и украшение дома. Окончив дела, она обходит со свечой весь дом, чтобы осветить каждый его уголок, и призывает Фригг и Фрейю. После этого женщина выходит на порог дома, прося остаться добрых духов и уйти вредоносных, а вернувшись в дом, призывает всех Матерей своего рода и объявляет семье о завершении всех дел и наступлении священных ночей.

Ночи Йоля — время, когда Дикая Охота подходит к концу, а многочисленные духи проявляют свою силу, поэтому эти дни — самые лучшие для колдовства, гадания и принесения клятв. Трудно сказать, какое божество является самым главным в Йоль. Многие боги зовутся йольнами (например, в «Предваряющей Песне», а одно из имен Одина, предводителя Дикой Охоты — Йольнир, поэтому жертвы можно приносить всему пантеону. Многочисленность богов, связанных с Йолем, отражена и в основных символах этого праздника.
источник

Модранихт (др.-англ. Mōdraniht, букв. «ночь матерей») — древнеанглийский языческий праздник, отмечавшийся, по сообщению Беды Достопочтенного, в ночь на 25 декабря (т.е. в день, на который в христианской традиции приходится канун Рождества). Исследователи связывают его с распространённой на северо-западе Европы традицией почитания «матрон» (matronae), предположительно богинь-покровительниц, и скандинавским зимним праздником Дисаблот (англ.)., во время которого чествовались дисы.

«В древности, по крайней мере, у англосаксов, Йоль начинался в ночь перед солнцестоянием (либо 19, либо 20 Декабря, в зависимости от года, что легко определяется по справочникам), которую Беда (Bede, Беда Достопочтенный) называет Ночью Матери (англ. Mother-Night). Название наводит на мысль, что эта ночь была особо посвящена идис (idises, на старосеверном – дисы) и, возможно, Фрийе, сегодня мы мыслим эту ночь как закрытую внутрисемейную, которую проводят дома друг с другом и духами. Эта ночь проходит под руководством матери семейства (англ. house-mother, мать дома), которая представляет все женственные сущности, что заботятся о своих потомках. «
источник
«Ночь Матери – это ночь перед Зимним Солнцестоянием. Солнце в этот момент наиболее удалено от зенита, оно находится «под землей» (для Северного Полушария, конечно). Это самая длинная ночь в году. После Зимнего Солнцестояния день начнет прибавляться, Солнце возвращается. Через 12 ночей оно снова будет ярко сиять над горизонтом, и люди соберутся, чтобы встретить его веселым пиром.

Эти 12 дней и ночей имеют глубоко магический смысл: в них заложены 12 месяцев наступающего года. Распространенная поговорка «как встретишь Новый Год – так его и проведешь» берет начало именно здесь. Как будут прожиты эти 12 дней – так и будут прожиты все последующие 12 месяцев.

Но сейчас Ночь Матери. Это конец года. Вся годовая работа закончена, закрома полны. Время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года. Время освободиться от всех забот и тревог для встречи нового жизненного цикла. Это темное, женское время.

Через 12 ночей родится Новый Год. А сейчас Мать готовится к его рождению. Хозяйка наводит порядок в доме, украшает его и собирает семью у очага. Она будет славить Богинь. Боги-мужчины и мужская часть семьи присутствуют при этом ритуале только как наблюдатели – это Ее Ночь. Мать открывает врата Иного Мира, чтобы впустить в наш мир новую жизнь.
Все работы по дому должны быть окончены к вечеру этого дня, венок Йоля должен быть сделан и весь дом должен быть украшен зеленью Йоля (еловыми ветками). По возможности, вся семья должна сходить в баню или сауну (по крайней мере, просто помыться) во второй половине дня, дабы души и тела очистились.
Ночь матери имеет большое значение в языческой традиции. Самая долгая ночь приходится на 22 декабря и является ночью зимнего солнцестояния. С этого периода день начинает удлиняться, и по поверью древних, именно в эту ночь рождается бог солнца и света. Но перед ней, в Ночь матери, происходит некоторое таинство, когда открываются врата другого мира. Так новая жизнь попадает в наш мир. И главную роль в этом играет именно мать, которая потайную темную дверь и открывает.

Украшается дом обязательно ветками вечнозеленых деревьев. Это символизирует вечность жизни, а также этой традиции приписывается защита обитателей дома. Главный атрибут праздника – это венок Йоля. Его делают из веток ели в форме круга. Это символ того, что все в мире циклично: смерть и рождение. Венок означает, что все в мире сменяет друг друга, что-то погибает, а что-то рождается. Выбор зеленых веток можжевельника или сосны не случаен, ведь именно этот цвет можно считать символичным началом весеннего возрождения.»

Жизнь по Конфуцию

Исповедующие конфуцианство корейцы предпочитают и в повседневной жизни придерживаться древнейших философских заповедей, тем более, что идеологические традиции Северной Кореи во многом схожи с традиционным восточным учением:

  • В каждой корейской семье существует культ старших. К бабушкам и дедушкам здесь относятся очень уважительно, к их мнению прислушиваются, а спорить с ними считается недостойным занятием.
  • Браки в Северной Корее заключаются, как правило, на всю жизнь. Здесь не приняты разводы, ведь человека, состоявшего ранее в браке и расторгнувшего его, ждут различные социальные неприятности. Оставив мужа или жену, можно лишиться хорошей работы, уважения соседей и коллег и общения с родственниками. Именно поэтому традиции Северной Кореи предписывают тщательно взвешивать все «за» и «против» прежде чем вступать в брак.
  • Наследования имущества, по корейским обычаям, всегда осуществлялось в пользу старшего сына. Лишь недавно правительство приняло закон, по которому и дочери, и младшие сыновья имеют равные права при вступлении в наследство.
  • Умершие по традициям Северной Кореи не сразу покидают этот мир, а гостят в нем еще на протяжении смены четырех поколений семьи. Именно поэтому в честь покойников трижды в год проводят специальные поминальные обряды.

Форум Магии и Волшебства

Начнем вероятно
В стаpину даты праздников не обязательно определялись посpедством астрономических расчетов. Поскольку календарь привязывался к сельскохозяйственным циклам, иными словами — к циклам органической жизни, праздники также соотносились с этой pеальностью. Обычно приход весны праздновался с прилетом первой малиновки или при появлении первой фиалки, а не в день весеннего равноденствия.
15 октября Зимняя ночь
Англ. Winter Night.
Скандинавский Новый Год, который приходит в конце периода сбора урожая. Стихия перестала расточать свою жизненную силу. Пришло время, когда люди должны направить свои мысли к более духовным вещам. Год вступает в свою самую главную религиозную фазу — время сеpедины зимы. Первоначально этот праздник, как и многие другие, отмечался на протяжении нескольких ночей. Вот почему в Исландии его называли Vetrnaеtr — «Зимние Ночи».
1-е ноября
Праздник Хель в скандинавских странах.
Скандинавская богиня Хель была известна немцам как Хольда или Берта. По преданиям, она ездила верхом вместе с Одином по небу на его Дикую Охоту, была покровительницей озер и ручьев. Во время снегопада, то немцы говорят, что Хольда взбивает свою пуховую постель. Ее считают богиней-покровительницей домашнего очага, прядения и растущего льна. О неаутеничности Хель как повелительнице нижнего мира может говорить, например, свидетельство Саксона Грамматика в «Деяниях датчан» (книга VIII). Я склоняюсь к версии Хелл – как к местности, которая позже персонифицировалась в Хель как женщину. И в порчах, тем более смертных, все таки предпочту обращаться к Одину, а не к Хель.
11 ноября
Эйнхерии (Einherjar) — это лучшие воины, павшие герои, заслужившие свое почетное место в Вальхалле (Valhalla), раю нордических смелых воинов, как мужчин, так и женщин. Праздник был связан с почитанием павших в бою соратников по оружию и восхвалением оружия. В своей современной реинкарнации этот день связан с почитанием Одина. Легенда свидетельствует, что попасть в Вальхаллу могли только те павшие в битве воины, которые в момент смерти не выпустили из рук оружие. Их души собирают валькирии и переносят в чертоги Одина или Фрейи, делящие между собой всех погибших воинов.
Если верить немецкому церковному деятелю Адаму Бременскому, то на празднестве в Уппсале, в Швеции, которое устраивалось каждый девятый год и продолжалось девять дней готи (жрецы) закалывали девять самцов разных видов живых существ, включая человека, и вешали их на священное дерево. Обмакнув березовые прутья в кровь, они окропляли всех присутствующих. Такого рода жертвы приносили Одину и Фрею. Эта сцена очень реалистично обыграна в сериале «Викинги». Эта информация для тех, кто свято верит, что руны – доброжелательные, а Боги в СТ добрые и пушистые в отличие от чернокнижных бесов. Конечно, с другой стороны – чего уж там христианскому священнику не померещится….
20 декабря
Ночь матери — это ночь перед днем зимнего солнцестояния. Матерь Ночь, или Модреснах у англосаксов, был германо-скандинавским праздником.
Многое из этой традиции заимствовано сегодняшними христианскими торжествами. Это конец года. Вся годовая работа закончена, закрома полны. Пришло время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года. Это время освободиться от всех забот и тревог для встречи нового жизненного цикла. Это темное, женское время. Через 12 ночей в свои права вступит новый год. Хозяйка наводит порядок в доме, украшает его и собирает семью у очага. Все в это время славят Богинь, а мать открывает врата Иного Мира, чтобы впустить в наш мир новую жизнь. Все работы по дому должны быть окончены к вечеру этого дня, венок Йоля должен быть сделан, весь дом должен быть украшен зеленью Йоля (еловыми ветками). По возможности, вся семья должна сходить в баню или сауну (по крайней мере, просто помыться) во второй половине дня, чтобы и души, и тела очистились. Венок из еловых или сосновых веток с 8 свечами должен быть приготовлен и установлен на каминной доске либо в месте, являющемся «сердцем» дома. Свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь, а по возможности — до 12-й ночи.
Зимнее солнцестояние Англ. Yule от дp.-сканд. iul, «колесо».
(21 декабря).
В этом периоде магически содержится весь год; из него же год и возpождается. Зимнее солнцестояние начинается в Ночь Матери и заканчиваются через двенадцать дней, в день собственно Солнцестояния. Это вpемя, когда стены, отделяющие сфеpу богов и богинь и дpугие миры и от Мидгарда, становятся весьма тонкими. Самое подходящее время для общения с богами и душами предков. Несомненно, из всех празднеств наших предков Йоль — самый главный, самый священный и самый могущественный зимний праздник. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров. Те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei — наездники Асгарда) или же становятся вервольфами и прочими духами. Также Йоль — дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и обозреть возрожденный мир. Происхождение слова Йоль теряется в глубине веков. Скорее всего, оно восходит к индоевропейскому корню со значением «вращаться», «крутиться», «колесо». Возможно, оно означает «время поворота», «поворот года», «время жертвоприношений» или «темное время». По традиции Йоль длится 13 ночей, которые называют «Ночи духов», что сохранилось и в немецком их наименовании, Weihnachten. Эти тринадцать ночей от первого заката солнца и до последнего рассвета — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов, и вращается веретено богини Судьбы. В древности у англосаксонских племен Йоль начинался за ночь до зимнего солнцестояния (в зависимости от года с 19 по 22 декабря). Эта ночь называлась «материнской» и раньше, судя по всему, была посвящена ритуалам. В настоящее время ее встречают, проводя вечер в кругу семьи. Однако, самый важный момент праздника Йоль — это, конечно же, зимнее солнцестояние и самая длинная ночь в году, во время которой настоящими властителями в этом мире становятся духи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов. В эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь — ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира… Заканчивается Йоль на «Двенадцатую Ночь» (собственно, тринадцатую, о чем свидетельствует даже ее древнеисландское наименование, Threttandi) — то есть, 6 января по христианскому летоисчислению (если считать от ночи христианского Рождества на 25 декабря) или же 1—2 января по древнегерманскому летоисчислению (если считать от 19 или 20 декабря). Следующий день считался «днем судьбы» — все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года (откуда и повелось известное суеверие — «как Новый год встретишь, так его и проведешь»). Считалось, что нет более верных знамений, чем те, что были явлены во время «Двенадцатой Ночи». А самые сильные слова те, что сказаны в эту ночь. Следует заметить, что, по мнению некоторых историков, в древние времена германский Йоль отмечался на несколько дней позже, нежели чем христианское Рождество. Так, в Норвегии и Швеции «Двенадцатая Ночь» (Кнутов день) приходилась на 13 января; некоторые считают, что «Двенадцатую Ночь» отмечали 14 января по современному календарю. Однако, большинство современных общин Асатру, тем не менее, предпочитают совмещать Йоль с христианским праздником Рождества и зимним солнцестоянием.
27-е декабря
День рождения Фрейи у нордических народов.
Фрейя, древнескандинавская богиня красоты и любви, была сестрой Фрейра и дочерью Ньёрда и Нертус, или Скади. Она была самой красивой и самой любимой из всех богинь. В то время как в Германии она отождествлялась с Фригг, в Норвегии, Швеции, Дании и Исландии она считалась самостоятельной богиней. Фрейя, родившаяся в Ванахейме, была также известна как Ванадис, диса ванов, или как Ванабрида.
Хотя Фрейя и была богиней любви, она могла быть не только ласковой, нежной и любящей удовольствия. Древние скандинавы и германцы полагали, что она любила и войну, и часто, под именем Вальфрейя, во главе валькирий отправлялась на поля сражений, выбирая половину из погибших героев, чтобы забрать их с собой. Поэтому ее часто изображают в кольчуге или шлеме, со щитом и копьем в руках, в то время как нижняя часть ее тела была покрыта обычным женским одеянием.
Фрейя перевозила доставшихся ей воинов в свой чертог в Фолькванг, где они блаженствовали. Кроме того, в ее чертог принимали девушек и жен, чтобы те насладились компанией своих возлюбленных и мужей после их смерти. Радость и удовольствия, царившие в чертоге Фрейи, были настолько заманчивы, что женщины древней Скандинавии стремились на поле битвы, после того как в бою пали их любимые, надеясь встретить ту же участь. Часто они падали на мечи или шли на костер, где их заживо сжигали вместе с их возлюбленными.
Так как полагали, что Фрейя благосклонно относится к молитвам влюбленных, они часто обращались к ней.
31-е декабря
В Скандинавии почитаются Норны.
Скандинавские Норны во многом схожи с греческими Мойрами. Норна Урд (Судьба), это «та, кто приходила», Вертанди (Становление) — «та, кто приходит», Скуд (Долг) -«тот, кто должен придти». Первой норной была мудрая старая Урд («судьба»), читающая свиток прошлого. Вторую звали Верданди («становление»); она символизировала настоящее. Третья, Скульд («долг»), хранила свиток будущего. Норны жили возле источника Урд у корней мирового древа Иггдрасиль, которое они ежедневно опрыскивали влагой из источника. Существовало поверье, что норны лишь определяли судьбу богов, великанов, карликов и людей, но не могли ею распоряжаться.
31 декабря
Двенадцатой ночью заканчивается Йоль.
Дистинг (приблизительно 2 февраля)
Он возвещает пробуждение жизненных сил, заснувших во время Зимней Ночи. Считается, что земля в это время готовится к приему новых семян. Также этот период называют символичным временем подготовки к грядущим событиям. Зарождение этого праздника произошло в древней Швеции, где на протяжении многих лет он был очень популярен. Там празднование Дистинга (в более привычном скандинавском варианте — «Тинг дис») проводилось в форме ярмарки в начале февраля. Также есть версия, что происхождение праздника в большей степени связано не с Зимними Ночами, а с другим праздником, упоминаемым как Дисаблот. Различия здесь региональные: праздник Зимних Ночей отмечался на северо-западе Скандинавии (в Норвегии и Исландии), а Дисаблот — на востоке (в Швеции). Здесь проводилось нечто вроде общественных мероприятий – общих ярмарок, которые были, очевидно, первыми большими собраниями года. Другой обычай, который ассоциируется со временем Дистинга, — вспашка первой борозды, имевшей особую силу. В нее клали пироги как жертвоприношение земле и, вероятно, духам поля. Представление о первой борозде можно наблюдать еще на скальном изображении бронзового века из Литлсбей (Швеция), где фаллический человек с молотом или топором в одной руке и палкой в другой начинает распахивать борозду, совершая ритуал, пробуждающий плодородие земли после зимней спячки.
20 марта
Весеннее pавноденствие возвещает собой полное возвращение жизненных сил природы. Английское название этого праздника (Easter) — тевтонское по пpоисхождению Равно как и немецкое Ostern.
Eostre или Ostara — имя геpманской богини весны и утренней зари. Безусловно, от него и произошло английское слово Easter («Пасха») — одно из тех языческих слов, которые так и не смогли искоренить хpистиане
«Библейское» название пpаздника Пасхи — Passover — так и не пpижилось в английском языке и ассоцииpуется в основном с Пасхой евpейской.
28 марта
День Рагнара Лодброка
Рагнар Лодброк (Ragnar Lodbrock) известен как один из легендарных королей Дании и Швеции, правивший примерно в 8 или 9 веках. Несмотря на то, что его считают национальным героем в родной Скандинавии, жизнеописания Лодброка довольно ненадежны и обрывочны, ориентированы в основном на саги древних викингов. Примечательно, что недостаточно точно установлены и годы правления Лодброка. Некоторые источники называют период 750–794, другие — 860–865 годы. Наиболее вероятными считают годы правления Лодброка с 835 до самой смерти в 865 году, когда он проявил себя в качестве влиятельного военачальника и диктатора. Возможно, что королем Лодброк был признан только последние пять лет своей жизни. Рагнар был язычником, провозгласившим себя одним из прямых потомков бога Одина (god Odin). Легенды повествуют, что его излюбленной военной стратегией было совершение набегов на христианские города во время религиозных праздников; Лодброк знал, что именно в такое время все военачальники и солдаты присутствуют на церковной службе. К 845 году Лодброк был уже влиятельным правителем и, наиболее верятно, современником первого правителя Руси, викинга Рюрика. Легенды оставили сведения о том, что Лодброк всегда искал новых приключений, постоянно ощущая беспокойство, что его пиратствующие сыновья когда-нибудь совершат более заметный поступок, затмив тем самым славу отца. В 845 году Рагнар в очередной раз вышел в море и взял курс на юг в поисках новых земель для завоевания. На 120 кораблях и с войском в пять тысяч викингов Лодброк причалил к берегам современной Франции. В результате этого похода Западная Франция была разорена. В том же 845 году Лодброк захватил Париж, за возвращение которого викинг-захватчик требовал большой выкуп. Традиционно День Рагнара Лодброка (Ragnar Lodbrok Day) отмечается многими в скандинавских странах 28 марта. В этот день произносится тост в честь Рагнара и читается его Сага. Празднование этого дня сегодня никоим образом не указывает на агрессивный настрой последователей Асатру. Скорее всего, в своем современном выражении этот праздник — прославление храбрости и мужества.
Сумарблот
Первый день лета, празднующийся днем в четверг между 19 и 25 апреля по новому стилю.
Несмотря на то, что у исланцев не было весны и осени, все мы понимаем, что это празднование начала «теплого полугодия», то есть Весны.
Весна всегда подразумевает какое-то начало, включение отдельного человека и всей общины в нечто новое. Организуются новые сообщества, человек принимает на себя новую роль, может официально входить в новую возрастную категорию или сферу жизни. И цель ритуалов в этот день — именно включение.
«Ритуалы включения» это создание новой общины, принятие нового участника в уже существующую общину, празднование рождения ребенка, женская подростковая инициация, различные «кумления» девушек (известные нам по славянской обрядности), создание гендерных групп внутри общины (отдельно мужских и отдельно женских). Лозунг ритуалов этого периода — это «принадлежность другому» (принадлежность своему полу, возрасту, семье и роду, братству, общине).
Большей частью весенние ритуалы это ритуалы «женские» или «иньские». Стихия этих ритуалов — Вода. С водными процедурами тут могут быть связаны и самые сильные переживания участников. В это время можно проводить ритуалы очищения водой. К подобным ритуалам относятся сжигание куклы — олицетворения Зимы или макание и пускание ее по воде.
Каждый праздничный ритуал должен последовательно включать в себя смысловые элементы всех четырех сезонов года (при наибольшем акценте на символы текущего сезона). Круговая чаша и вкушение пищи «из общего котла», круговые или групповые (а не парные) танцы, хоровое исполнение песен, купание в воде являются символикой Весны.
Вальпургиева Ночь и Майский День-
Англ. Walburga / May-Day.
(ночь с 30 апреля на 1 мая и день 1 мая) — двойной пpаздник. Ночь с 30 апреля на 1 мая в Центральной Европе традиционно считается «ночью ведьм». В это время особенно ярко проявляется таинственная ночная сторона жизни. Название Вальпургиева ночь, очевидно, происходит от имени богини или приравниваемой к богам провидицы Вальпургии. Имя же это буквально означает «обитель павших или мертвых». Майский День заключает в себе пpямо противоположный смысл и является праздником дневной, солнечной стороны жизни — веселья и труда. В этот день устанавливаются «Майские шесты», вокpуг котоpых водят хоpоводы.
В Скандинавии жгут костры, чтобы привлечь весну, отпугнуть духов и избавиться от накопившегося за зиму мусора. И едят гравлакс — свежего лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе. Хотя в древности в скандинавских странах 1-му мая не уделялось особенного внимания.
Середина лета (Летнее солнцестояние)
Англ. Midsummer.
Летнее солнцестояние, самый длинный день в году, отмечает лето в самом разгаре. Это единственный скандинавский праздник совпадающий с древними и современными языческими праздниками остальной Европы.
В это время совершаются жертвоприношения всему пантеону Северных богов. Ритуалы этого периода связаны с более четким оформлением отношений между отдельными людьми или человеком и общиной. Это выяснения кто есть кто, кто главный, а кто второстепенный, у кого какая роль, кто что умеет. Проясняется статус каждого человека и его важность для общины. Это время пиров и застолий, соревновательных поединков и конкурсов в различных умениях. Победители в соревнованиях занимают более почетные места за столом, получают выигрыши и подарки.
Основное эмоциональное переживание этого этапа это ощущения себя (таким или такой, какие есть) частью более широкого целого. Это ощущение причастности к чему-то великому, чему-то имеющему более высокий смысл. Это близко к благоговению. Потому в это время хороши торжественные ритуалы, посвященные божествам — покровителям общины. Человек уже выделяет себя из целого, но еще чувствует себя частью его, и значимой частью.
Стихия этого периода и его ритуалов — Воздух. Потому хороши инвокации и восхваления божеств, словесные поединки скальдов, объявления тех или иных событий (помолвок и предстоящих свадеб). И как уже говорилось, необходимы различные соревнования с выигрышами.
Тингтайд
Англ. Thing-tide.
(приблизительно 23 августа) — время крупных региональных или национальных собраний и обсуждения социальных аспектов Веры (тpота). В этот период также уделяется большое внимание вопросам законодательства и организационным аспектам Веры.
Сбор урожая и Подготовка к зиме
Англ. Harvest / Winter Finding.
(Осеннее равноденствие) — кульминация природного цикла, когда одни вещи появляются на свет, а дpугие исчезают, чтобы потом снова возродиться. Окончание этого периода знаменуется Зимней Ночью, завершающей годичный цикл. Это один из величайших праздников, наряду с Летним и Зимним солнцестояниями.
На самом деле только один древний праздник точно совпадает с праздником современным. День летнего солнцестояния

Добавить комментарий

Закрыть меню