Транспорт в южной Азии

Сель­ское хо­зяй­ство ре­ги­о­на недо­ста­точ­но обес­пе­че­но зе­мель­ны­ми ре­сур­са­ми из-за вы­со­кой плот­но­сти на­се­ле­ния. В нем пре­об­ла­да­ет зем­ле­де­лие над жи­вот­но­вод­ством, боль­ши­ми яв­ля­ют­ся рас­хо­ды руч­ной ра­бо­ты на еди­ни­цу зе­мель­ной пло­ща­ди, то­вар­ность хо­зяйств – низ­кая. Тех­ни­ка и тех­но­ло­гия боль­шей ча­стью очень при­ми­тив­ные. Ос­но­вой сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства в ре­ги­оне яв­ля­ет­ся план­та­ци­он­ное хо­зяй­ство, в ко­то­ром за­ня­то боль­шин­ство на­се­ле­ния, а экс­порт план­та­ци­он­ных куль­тур обес­пе­чи­ва­ет боль­шую часть бюд­жет­ных до­хо­дов.

2. Основные районы сельского хозяйства

Ос­нов­ные рай­о­ны сель­ско­го хо­зяй­ства за­ру­беж­ной Азии:

1. Мус­сон­ный сек­тор стран Во­сточ­ной, Юго-Во­сточ­ной и Южной Азии. Дан­ный ре­ги­он – наи­боль­ший в мире по вы­ра­щи­ва­нию риса – глав­ной сель­ско­хо­зяй­ствен­ной куль­ту­ры. Уро­жаи его со­би­ра­ют по 2 – 3 раза в год, общий объем со­став­ля­ет 1/4 ми­ро­во­го про­из­вод­ства. В Ин­до­не­зии, Та­и­лан­де, Мьян­ме, Вьет­на­ме ри­со­вые поля за­ни­ма­ют 4/5 по­сев­ной пло­ща­ди при­до­лин­ных и дель­то­вых зе­мель рек. По об­ще­му сбору риса ли­ди­ру­ют Китай, Индия, Ин­до­не­зия.

Рис. 1. Ри­со­вые поля в Ин­до­не­зии

Глав­ны­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми куль­ту­ра­ми в ре­ги­о­нах также яв­ля­ют­ся: ко­ко­со­вая паль­ма – дает орехи и копер (ко­ко­со­вая серд­це­ви­на, из ко­то­рой по­лу­ча­ют масло), на ре­ги­он при­хо­дит­ся 70% их ми­ро­во­го про­из­вод­ства, на Ма­лай­зию – до 49%; гевея – до 90% ми­ро­во­го про­из­вод­ства на­ту­раль­но­го ка­у­чу­ка при­хо­дит­ся на стра­ны ре­ги­о­на (Ма­лай­зия – 20% ми­ро­во­го про­из­вод­ства, Ин­до­не­зия, Вьет­нам); са­хар­ный трост­ник (осо­бен­но Индия, Фи­лип­пи­ны и Та­и­ланд); чай (Индия, Китай, Шри-Лан­ка); пря­но­сти (по­все­мест­но); ор­хи­деи (Син­га­пур, Китай, Та­и­ланд – ми­ро­вые ли­де­ры по их вы­ра­щи­ва­нию); хло­пок, табак и пр.
Жи­вот­но­вод­ство. Раз­ви­то очень слабо из-за де­фи­ци­та паст­бищ, рас­про­стра­не­ния тро­пи­че­ских бо­лез­ней жи­вот­ных. Скот ис­поль­зу­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но как тяг­ло­вая сила. По по­го­ло­вью круп­но­го ро­га­то­го скота ли­ди­ру­ет Индия, по по­го­ло­вью птицы, овец и сви­ней – Китай. Сви­ней не раз­во­дят му­суль­ман­ские на­ро­ды.

По­все­мест­но рас­про­стра­не­но мор­ское и реч­ное ры­бо­лов­ство. Ос­но­вой сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства в ре­ги­оне яв­ля­ет­ся план­та­ци­он­ное хо­зяй­ство, в ко­то­ром за­ня­то боль­шин­ство на­се­ле­ния, а экс­порт план­та­ци­он­ных куль­тур обес­пе­чи­ва­ет боль­шую часть бюд­жет­ных до­хо­дов.

2. Район суб­тро­пи­че­ско­го зем­ле­де­лия (по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го моря). Здесь вы­ра­щи­ва­ют пше­ни­цу, просо, ка­у­чук, фи­ни­ки, мин­даль, хло­пок. Раз­ви­то ско­то­вод­ство и пти­це­вод­ство.

3. Район паст­бищ­но­го жи­вот­но­вод­ства: Мон­го­лия, Юго-За­пад­ная Азия. Зем­ле­де­лие пред­став­ле­но в оа­зи­сах.

Рис. 2. Жи­вот­но­вод­ство в Мон­го­лии

3. Место зарубежной Азии в сельском хозяйстве

Глав­ны­ми зер­но­вы­ми куль­ту­ра­ми за­ру­беж­ной Азии яв­ля­ют­ся рис, пше­ни­ца, ку­ку­ру­за. По сбору этих куль­тур ли­ди­ру­ют Китай и Индия.

4. Транспорт зарубежной Азии

Транс­порт за­ру­беж­ной Азии от­ли­ча­ет­ся от­но­си­тель­но сла­бым раз­ви­ти­ем, за ис­клю­че­ни­ем Япо­нии и Южной Кореи.

Наи­боль­шая про­тя­жен­ность же­лез­ных дорог в Китае и Индии. Наи­боль­ши­ми ско­ро­стя­ми об­ла­да­ют же­лез­ные до­ро­ги Китая и Япо­нии.

По про­тя­жен­но­сти ав­то­мо­биль­ных дорог ли­ди­ру­ют Китай, Индия, Япо­ния.

Тру­бо­про­вод­ный транс­порт раз­вит в стра­нах Пер­сид­ско­го за­ли­ва, Китае.

Мор­ской вид транс­пор­та раз­вит в Япо­нии, Китае, Ин­до­не­зии, Рес­пуб­ли­ке Корея. Самые круп­ные порты – Шан­хай, Син­га­пур, Гон­конг.

Рис. 3. Порт в го­ро­де Шан­хай

Авиа­ци­он­ный вид транс­пор­та иг­ра­ет су­ще­ствен­ную роль в Япо­нии и Китае. Самый круп­ный аэро­порт в ре­ги­оне – «Сто­лич­ный» в Пе­кине (пас­са­жи­ро­обо­рот – 77,5 млн чел.). Самая круп­ная авиа­ком­па­ния – China Southern Airlines (Ки­тай­ские южные авиа­ли­нии) – пе­ре­вез­ла 76,5 млн чел.

Рис. 4. Эм­бле­ма авиа­ком­па­нии China Southern Airlines

Транспорт

Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для его экономического развития. Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод, соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики. Казахстан используется как промежуточная зона для большого потока природного газа из республик Средней Азии в Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также в Россию. Поэтому сейчас главной задачей для Казахстана стала необходимость совершенствования внутриреспубликанских связей.

Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования на территории республики достигает 14,5 тыс. км, общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (также общего пользования) — 82 тыс. км, авиационных трасс (в пределах республики) — 108 тыс. км, внутренних судоходных путей на реках — 4 тыс. км. Однако основным видом транспорта, как для перевозки грузов, так и пассажиров (в том числе на международных сообщениях) остается автомобильный транспорт, что в условиях Казахстана является не совсем удобным средством передвижения. На долю железнодорожного транспорта даже приходится лишь 13% отправленных грузов и менее 20% перевозки пассажиров по междугородным сообщениям. Доля авиации и речного транспорта совсем ничтожна в перевозках грузов, а в отправлении пассажиров занимают менее 4% от общего объема пассажироперевозок.

Казахстан сейчас имеет связь всеми видами современного транспорта (по железным и автомобильным дорогам, авиатранспортом) с Китаем и практически может перевозить грузы стран Европы и Азии в любую точку Китая, стран Юго-Восточной Азии. Открыто морское сообщение с Ираном, смешанное (железнодорожно-автомобильное) с Турцией. В мае 1996 года открыта недлинная рельсовая ветка к сети железных дорог Ирана до границ.

Добавить комментарий

Закрыть меню