Всеядные и травоядные животные

Питание кротов в домашних условиях

Кроты довольно милые создания, поэтому могут с первого взгляда понравиться детям и представительницам прекрасного пола. Решив одомашнить пришельца с огорода, нужно правильным образом организовать его питание:

  • До 90% его ежедневного меню составляют дождевые черви. Их можно нарыть как самостоятельно, так и приобрести баночку в рыболовном магазине. Стоит такая емкость около 150 рублей;
  • Насекомых и их личинок также можно купить в точке продаж для рыбаков. Цена на них достаточно демократичная: коробка с десятью личинками майского жука малого размера обойдется в 100 рублей, большого размера – в 200 рублей;
  • Приобрести эти лакомства для питомца можно и в китайских интернет-магазинах. Экономия в этом случае достигнет до 50%;
  • Постоянно нужно следить за питьем крота, в противном случае он не протянет и дня.

Стоимость кормежки зверька сравнима с таковой для котов (если брать в расчет только цену на магазинные корма). Однако уход требует гораздо большей внимательности и от хозяев, с учетом экзотичности выбора.

Как избавиться от кротов?

Масштабы наносимого зверьками вреда могут быть такими, что хозяева участка решатся вывести вредителя. Для этого нужно рассмотреть особенности кротовьего организма и обратить их против обладателя:

  • Очень острый нюх помогает искать пищу и ориентироваться в полной темноте. Отсюда вытекает повышенная чувствительность к резким и специфическим запахам. В «черный список» входят: декоративный лук, чеснок, бобовые растения и некоторые виды лилий;
  • Еще одно следствие слепоты – невероятное развитие слуха. Эту слабость организма животного используют специальные «отпугиватели». Устройства имитируют стрекот ласки – злейшего врага зверька. В качестве альтернативы подойдет и обычная алюминиевая банка на железном пруте;
  • В некоторых случаях кротов ловят собственными руками: прислушиваются к бурной деятельности подземных жителей и, вооружившись лопатой, выуживают одного за другим из нор;
  • Стараясь избавится от докучливого вредителя, некоторые огородники решаются на крайнюю меру: залить норки водой. Но такой способ борьбы может принести фруктам и овощам в огороде непоправимый вред.

В список того, что ест крот, входит практически любая меньшая его по размерам живность, которой не повезло попасть в его нору. Это и мышата, и личинки насекомых, и черви, и пауки. Можно смело сказать, что этот непривередливый зверек голодным никогда не останется.

К этому отряду относятся ежи, кроты, землеройки. Это мелкие животные с небольшим головным мозгом, полушария которого не имеют борозд и извилин. Зубы слабо дифференцированы. У большинства насекомоядных вытянутая мордочка с небольшим хоботком. Питаются мелкими беспозвоночными животными, в основном насекомыми. Они широко распространены на нашей планете, встречаются везде, кроме Антарктиды, Австралии и большей части Южной Америки.

Из ежей в нашей стране наиболее широко распространен еж обыкновенный. Он часто встречается на опушках лиственных и смешанных лесов, поросших кустарником, нередко в лесостепи, охотно заселяет фруктовые сады. Активен в сумерки и ночью (см. рис. учебника, с. 230).

Еж обыкновенный

Еж обыкновенный — насекомоядное, с длиной тела 20–30 см, масса 700–800 г. Тело грузное, короткие ноги, спина покрыта острыми иглами. Все брюхо и голова одеты буроватой шерстью. Специальные мышцы позволяют ежу свертываться в клубок и поднимать иглы. В таком положении он почти неуязвим. Однако и у него есть враги. Так, во время ночной охоты на него нападает филин, которому не страшны иглы ежа, так как его пальцы покрыты прочной роговой чешуей.

Не всегда удается ежу спастись от лисицы, которая осторожно подкатывает его к ближайшему водоему. Оказавшись в воде, еж развертывается и оказывается жертвой лисицы.

Питается еж различными мелкими животными: дождевыми червями, насекомыми и их личинками, слизнями, лягушками, мышами. Иногда он нападает на гадюку, так как малочувствителен к действию ее яда.

Во второй половине лета в лесу под кустом или в углублении почвы можно найти гнездо ежа с 4–8 детенышами. Ежата рождаются с закрытыми глазами и ушами, они покрыты светлыми мягкими колючками. Ежиха выкармливает детенышей молоком, в случае опасности переносит в новое гнездо. Растут ежата быстро и через два месяца достигают размеров взрослых особей, а на следующий год становятся половозрелыми.

Осенью еж приступает к устройству зимнего логова, которое он делает в куче соломы, листьев, мха. Материал собирает своеобразно: катается в опавших листьях, нанизывая их на иглы. В спячку залегает в сентябре — ноябре.

Еж обыкновенный приносит пользу лесному и сельскому хозяйству, так как уничтожает массу мышевидных грызунов и вредных насекомых.

Крот обыкновенный

Крот обыкновенный — небольшой зверек, длина его тела 12–16 см, масса 60–110 г.

обитает на опушках лесов, лугах, в полях, поймах рек, предпочитает почву, богатую дождевыми червями и другими беспозвоночными. Ведет подземный образ жизни. В связи с этим имеет ряд приспособлений: тело вальковатое с заостренной головой, покрыто густым бархатистым мехом. Волосы не имеют определенного направления, благодаря чему крот свободно передвигается по узким земляным ходам как вперед, так и назад. Укороченные передние лапы с широкими пятипалыми ладонями-лопатами вывернуты наружу. Ими кроты прокладывают подземные ходы. Застигнутый врасплох на поверхности земли, крот моментально исчезает в глубине почвы. Голова служит кроту и для выбрасывания земли наружу, в результате чего образуются «кротовые кучи» — кротовины, которые и обнаруживают его местопребывание. Крот активен в течение круглого года, на зиму уходит за кормом (червями, личинками насекомых) в более глубокие слои почвы.

В одном из глубинных ходов крот устраивает гнездо, в котором самка летом рождает от 3 до 7 голых слепых детенышей. Примерно с месяц мать выкармливает их молоком, растут и развиваются детеныши быстро. Половой зрелости достигают в следующем году (см. рис. учебника, с. 230).

У крота немного врагов, это лисица и куница, а также малоснежные морозные зимы, от которых их погибает множество.

Крот приносит определенную пользу, уничтожая множество вредных насекомых и их личинки, изменяя структуру почвы. Кроме того, крот — ценный пушной зверек.

К отряду насекомоядных относятся землеройки (обыкновенная бурозубка, водяная кутора и др.). Внешне они очень похожи на мышей, но отличаются от них заостренной мордочкой, вытянутой в хоботок, маленькими ушами и глазами, скрытыми в мягкой бархатистой шерсти.

Бурозубка обыкновенная

Бурозубка обыкновенная — маленький зверек, длина тела 6–9 см, хвоста — 3,5–5 см, масса от 8 до 15 г. Ее бархатистый мех сверху темно-бурый или коричневый, а снизу более светлый; зимой его окраска более темная. Живет в хвойных, лиственных и смешанных лесах, предпочитая влажные участки. Нередко встречается в поймах лесных рек, ручейках и лесных оврагах. Зверек очень осторожен и большую часть времени проводит в ходах под лесной подстилкой или поверхностных слоях почвы, отыскивая корм: насекомых, дождевых червей, слизней. Нередко бурозубка нападает на мышей или лягушат. В небольшом количестве она потребляет и растительную пищу (семена ели, кедра, ягоды и др.). Активность круглосуточная (в течение всего года), большую часть времени охотится, так как дольше девяти часов «поститься» не может, иначе погибает. Размножается бурозубка весь теплый период года, за это время самка дважды приносит от 4 до 10 детенышей, которые быстро растут и развиваются.

Бурозубка — полезный для лесного хозяйства зверек, так как уничтожает массу вредных насекомых и их личинки, а также мышевидных грызунов (см. рис. учебника, с. 230).

Водяная кутора

Водяная кутора — крупная землеройка, длина тела 7–10 см, хвоста — 6–7,5 см, масса 10–17 г. Окраска волосяного покрова двуцветная: спина буро-черная, а брюхо серебристо-белое, хвост двуцветный (см. рис. учебника, с. 230).

Кутора живет в лесу около рек, озер, на болотах. Ведет полуводный образ жизни, хорошо плавает, неплохо ныряет. К этому образу жизни она хорошо приспособлена. Ее густой мех совсем не пропускает воду, выйдя из воды, зверек остается сухим. Пальцы задних лап окаймлены гребнем плотных волос, расправляясь в воде, они превращают задние конечности в весла. Уши при нырянии способны закрываться. Несмотря на небольшие размеры, кутора — опасный хищник: питается насекомыми, моллюсками, лягушками, мышевидными грызунами, за которыми охотится в сумерки и ночью. Она хорошо бегает и на суше, выставив кверху свою длинную морду и поводя ею из стороны в сторону. Иногда кутора делает запасы пищи, затаскивая в почву пойманных насекомых, червей и других мелких животных. В течение лета дважды приносит потомство в подготовленные для этого норы, в которых первое время после рождения пребывают детеныши.

Кутора истребляет множество вредных беспозвоночных животных, но уничтожает также и мальков и икру рыб, нанося ущерб рыбному хозяйству.

Следующая глава >

Ежи

Существует около 15 видов ежей, их размеры небольшие, варьируются от 15 до 30 см. Ежи обитают в лесах (обыкновенный еж), в степях и пустынях (ушастый еж), в садах, сельскохозяйственных угодьях. Одни из них активны днем, другие — ночью. В северных областях Евразии отдельные виды ежей в холодное время года впадают в спячку. У большинства ежей короткий хвост и маленькие, широко расставленные конечности.

Характерная особенность ежей — хорошо развитая подкожная мускулатура. Благодаря сокращению кольцевых мышц еж при опасности быстро сворачивается в клубок, подставляя врагу покрытую жесткими иглами спину. Иглы ежа достигают в длину 2—3 см, внутри они полые, в основании каждой иглы есть мускульный отросток, позволяющий животному поднимать или опускать иглы. Ежи, обитающие в лесной зоне, строят гнезда из сухой травы и опавших листьев под корнями деревьев или в углублениях почвы.

Обитатели степных пространств живут под естественными укрытиями или в норах. Эти ежи предпочитают при опасности не сворачиваться в шар, а убегать либо попытаться уколоть противника иглами. Бегают ежи довольно быстро; кроме того, они хорошие пловцы. Питаются ежи насекомыми, улитками, мышами, лягушками и другими животными, иногда нападают на гадюк, к яду которых ежи мало восприимчивы. Все ежи — одиночные животные. Раз в год у них рождаются 1-7 детенышей, в воспитании потомства участвует только самка. Ежата появляются на свет голыми, без зубов и иголок. Иглы у них вырастают на третий — пятый день.

Преимущества и недостатки

Преимуществом всеядности является возможность отыскать себе пищу в самых разных местах и условиях среды обитания. К примеру, если нет возможности питаться определенной пищей, всеядное животное может довольно легко изменить свой рацион. Некоторые всеядные существа также являются падальщиками, то есть они питаются мертвыми животными или растениями, что еще больше увеличивает их возможности питания.

Всеядные животные вынуждены искать себе пищу, а поскольку у них есть такая разнообразная диета, их способы получения пищи не такие специализированные, как у плотоядных или травоядных. Например, хищники имеют острые зубы для разрыва и захвата добычи, а у травоядных есть более плоские зубы, приспособленные для измельчения растительности. Всеядные могут иметь смесь обоих видов зубов (к примеру, наши коренные зубы и резцы).

Недостатки всеядности можно хорошо отследить на примере некоторых видов морских организмов, которые с большой вероятностью способны вторгаться в неродные среды обитания. Это оказывает каскадное воздействие на местные виды, которые могут быть подвергнуты преследованию или перемещаться из-за инвазивных всеядных. Примером является краб азиатский прибрежный, родной для стран северо-западной части Тихого океана. Он был ввезен в Европу и США, при этом питание и среда обитания ему не соответствует, и это животное приносит значительный ущерб существующим экосистемам.

Примеры всеядных животных

Млекопитающие

  • Свинья: это, вероятно, самый известный представитель всеядных животных, и в настоящее время данный вид является популярным среди людей — его содержат в качестве домашнего питомца или выращивают для получения мяса.
  • Медведь: эти животные одни из наиболее оппортунистических существ, так как они прекрасно приспосабливаются к различным условиям. Если есть много фруктов в той области, где они обитают, то медведи будут питаться ними. Если вместо этого есть река с большим количеством рыбы, медведь будет ее ловить весь день. Панда — представитель семейства медвежьих — также считается всеядным животным, поскольку может разнообразить свою бамбуковую диету грызунами или маленькими птичками.
    Единственным исключением является плотоядный белый медведь, возможно это связано с отсутствием питания растительного происхождения в его естественной арктической среде обитания.
  • Ёж: многие считают, что ёж питается насекомыми и мелкими беспозвоночными, но эти маленькие существа любят иногда есть фрукты и овощи.
  • Другие всеядные млекопитающие: еноты, мыши, белки, ленивцы, бурундуки, скунсы, шимпанзе, и, конечно же люди.

Птицы

  • Вороны: как показано во многих фильмах, они всегда рыскают в поисках останков животных, но, кроме мертвых туш, они также, как правило, едят овощи, когда другие источники питания отсутствуют.
  • Куры: они являются полной противоположностью маленького ребенка, так как поглощают все подряд. Что бы вы не дали ей, курица будет проглатывать это без секундного колебания.
  • Страусы: хотя их основной рацион включает овощи и растения, эти животные являются любителями всяких разных насекомых.
  • Сороки: эти птицы также едят почти все, хотя они, как правило, становятся кормом для собак и попугаев.

Морские организмы

  • Многие виды крабов (включая голубых крабов, крабов-призраков и азиатских прибрежных крабов);
  • Мечехвосты;
  • Омары (например, американский омар, настоящий лангуст);
  • Некоторые морские черепахи — оливковые черепахи и австралийская зеленая черепаха — всеядные. Зеленые черепахи являются травоядными, во взрослом возрасте, но детеныши всеядные. Головастые черепахи становятся плотоядными животными во взрослом возрасте, но они всеядные, когда еще молодые.
  • Обыкновенные литорины — эти маленькие улитки питаются в основном водорослями, но могут также есть мелких животных (например, личинок усоногих).
  • Некоторые виды зоопланктона;
  • Акулы, как правило, плотоядные, хотя китовых акул и исполинских акул можно считать всеядными, поскольку они являются фильтраторами и питаются планктоном. Когда они проплывают через толщу воды с открытыми огромными ртами, планктон, который они потребляют, может включать как растительные, так и животные организмы. Мидии и ракушки также могут считаться всеядными, поскольку они фильтруют мелких организмов (которые могут содержать как фитопланктон, так и зоопланктон) из воды.

Каталог статей

Урок «Я и Украина» , 2 класс

Тема. Травоядные, хищные и всеядные животные.

Цель: учить сравнивать травоядных, хищных и всеядных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания; развивать внимание, навыки чтения; воспитывать интерес к миру животных, бережное отношение к ним.

Оборудование: мультимедийный проектор, картинки с изображением животных, карточки с заданиями, учебник.

Ход урока.

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок,

Звери, птицы и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Все, что рядышком со мною, —

Это все мое родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нем!

Слайд 2: Девиз урока. С пр..р.д.й ж.в. в др..жб.,

Т.к б.д.т . н. т.б. в сл..жб. .)

— Вставьте пропущенные гласные.

С природой живи в дружбе,

Так будет она тебе в службу

.II. Актуализация знаний. Проверка д/з.

-1. Докажите, что животные часть живой природы. Используйте метод «Пресс».

— На какие группы можно разделить животных по внешнему виду? ( Птицы, , насекомые,звери). Почему? Слайд 3.

— Отгадайте загадки и определите, к какой группе животных относится данное животное.

Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).

С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (Собака).

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая (Сорока.)

Слайд 4.

— Итак, что мы знаем о животных? Слайд 5, первая колонка.- Как вы думаете, вы все уже знаете?

III. Работа по теме.

-1. Сообщение целей и задач урока.

Слайд 5.

Постепенное заполнение второй колонки.

2. Работа над новым материалом.

1) «Мозговой штурм»

— Подумайте, чем питаются животные? ( Ответы детей записываются на доске)

— На какие две группы можно разделить всю названную пищу? (Растения и мясо).

— Кто знает, как называются животные, которые едят только растительную пищу?

Слайд 6.

Травоядные

листьями стеблями плодами семенами корнями

— А как называются животные, которые питаются мясом?

Хищные

мясом, то есть другими животными

— А если животные питаются и растениями, и животными, как их можно назвать??

Всеядные

листьями стеблями плодами семенами корнями мясом, то есть другими животными

— Как вы думаете зубы хищников отличаются от зубов травоядных?

( Клыки, удерживающие добычу. Резцы с режущей поверхностью для разгрызания костей.)

— Сравните хищную и травоядную птиц. Что в их строении разное? ( Клюв и когти). Слайд 7.

2) Работа в группах. Повторить правила работы в малых группах.

Учащиеся класса делятся на 6 групп: группа «травоядные звери”, группа «хищники-звери”, группа «всеядные звери”, группа «травоядные птицы», группа «хищные птицы», группа «всеядные птицы». (Группам выдают карточки разного цвета и маркеры). Каждая группа вычёркивает лишних животных и определяет, какого типа питания животные остались. Один ученик из группы выходит к доске и зачитывает список. Весь класс обсуждает правильность ответов. Слайд 8.

Звери: «травоядные”: заяц, волк, лось, лиса, мышь.

«хищники”: волк, рысь , заяц, лошадь , лиса.

«всеядные”: медведь, лось, ёж, волк, кабан.

Птицы: «травоядные»: синица, , дятел, воробей , попугай, голубь.

«хищные»: чайка, синица, сова, ворона, ласточка

«всеядные»: синица, орел, ворона, галка, попугай.

— Как вы думаете на юг улетают хищные или растительноядные птицы? Почему?

-Эти группы как-то связаны между собой?

Ответ: Хищные животные поедают более мелких хищных, всеядных и травоядных; всеядные – травоядных.

3) Цепи питания.

Все живые существа связаны между собой в цепи питания, потому что животные питаются растениями или другими животными.

Слайд 9.

Например, заяц.

— Чем питается заяц?

— Корой деревьев (осины, берёзы, ивы) или травой.

— Зайца может поймать и съесть лиса. Получается цепь питания.

Слайд 9.

На первом месте пищевой цепочки стоят растения. Растения поедают травоядные животные, а ими питаются хищные животные. Растение – травоядное (всеядное) животное – хищное (всеядное) животное.

Вывод: Получается, что лиса, заяц и осина связаны между собой.

-Повторите еще раз, как составить цепь питания. (На первое место нужно поставить растение, потом животное, которое ест это растение, а потом животное, которое ест данное животное.

Работа в группах. Цепи питания.

— Рассмотрите карточки с заданием. Составьте цепи питания. (2-3 мин) (На партах карточки разного цвета).

Один представитель от группы зачитывает цепь питания, другие группы оценивают.

Слайд 10 .

Цепи питания в природе не так просты. Зайца могут поедать разные хищники.

— Какие?

— Лиса, рысь.

Мышь может стать так же добычей разных животных: лисы, рыси, совы. Многие травоядные животные служат пищей разным видам хищников. Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.

4. Физминутка.

Лучшие качели – гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается так, так, так,

Тот не огорчается ни-ког-да!

4) Работа с учебником. (стр.36)

— Практическая работа в учебнике. Проверка.

5. Проблемная ситуация.

Используя текст, составьте сеть питания.

Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородью – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые деревья.

— Что произошло с пищевой цепью?

— Она разрушилась.

— Какой вывод можно сделать?

— Если разрушить одно звено в цепи или сети, то разрушиться вся цепочка или сеть.

Вывод: в природе животные и растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями.

6. Закрепление.

Индивидуальные карточки к уроку .

Найди в правом столбике примеры животных каждой группы (соедини их линиями)

Проверка. Слайд 12. Самопроверка.

Рефлексия.

Слайд 13

-Давайте заполним третий столбик таблицы: что же вы узнали на уроке?

— Нужно ли уничтожать хищников, ведь они поедают мелких или даже крупных животных? ( Нет. Они являются санитарами леса : волк поедает умерших животных, лиса, еж поедают грызунов, которые наносят вред урожаям.)

Слайд 14.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо,

А море без рыб – не море,

А земля без зверей – не земля.

— Оцените свою работу на уроке, покажите зеленый (если работали хорошо), оранжевый (если были недостаточно активны) или красный кружок (не работали на уроке).

Д/з: узнать о таких же группах насекомых.

-Спасибо за работу!

Хряпина Тамила Павловна, высшая категория, ст. учитель, г. Сумы.

Животные по способу питания

  1. Растительноядные. Данная группа животных питается исключительно растительной пищей, то есть той, которая произрастает в почве, а именно листьями, побегами, плодами, семенами, корнями и так далее. В отличии от хищников растительноядные животные имеют менее координационно развитое тело, но выносливость больше. Многие животные имеют предпочтения к какому-либо одному виду пищи конкретного растения. Примеры растительноядных животных: заяц, белка, лось, зебра, слон и так далее.
  2. Хищные или плотоядные. В случае с плотоядными животными пищей служат другие, часто растительноядные животные. У каждого отдельного вида хищников свои особенности строения и способов охоты для достижения успешных результатов. Большинство животных имеют засадный способ охоты. При этом интересно, что хищные животные охотясь за стадом выбирают себе наиболее лёгкую добычу, которой часто выступают больные или просто наиболее слабые особи, что в конечном итоге очищает стадо от более слабых генов. Примеры хищников: леопард, лев, крокодил, собака.
  3. Паразиты. Паразитами называют тех животных, которые «прилипают» к другим животным и питаются за их счёт. Паразиты часто живут внутри организма. В отличии от хищников, на которых они так похожи, паразиты не убивают хозяина сразу. Примеры: пиявка, острица, вши.
  4. Всеядные. Как понятно из названия, к всеядным животным относятся те, которые способны переваривать пищу любого вида. Как правило, такие животные имеют физические признаки как хищников, так и растительноядных. Пример всеядных животных: медведь, крыса, жабы. Человек также относится к группе всеядных животных, так как может употреблять и переваривать абсолютно любую пищу.

Добавить комментарий

Закрыть меню